Как начальник УВД не смог найти украденную машину шахматиста Рошаля

Шахматисты шутят

Вчера исполнилось бы 80 лет Александру Рошалю, нашему самому знаменитому шахматному журналисту за последние полвека, большому другу «МК».

Вот две веселые шахматные истории, одним из героев которых стал Рошаль, некоторое отношение они имеют и к «МК».

Шахматисты шутят
Александр Рошаль и автор этих строк комментируют партию Карпов – Говорухин на юбилее фильма «Место встречи изменить нельзя».

Обозреватель «МК» берет свои слова назад

В 1992 году Анатолий Карпов отправился в Тольятти вместе с редактором «64» Александром Рошалем. За выступление перед местными любителями гроссмейстер и журналист получили - лично от Владимира Каданникова, тогдашнего руководителя «АвтоВАЗА», - наивысший в прежние времена «гонорар»: возможность приобрести новенькие «Жигули» по номинальной стоимости. А она, между прочим, была в несколько раз меньше, чем на черном рынке. Так что от подобных творческих встреч не отказывался никто из сильных мира сего (советского мира). Командировка прошла удачно: Карпов остановил свой выбор на «шестерке», Рошаль предпочел «семерку», и оба автомобиля в сопровождении охранного эскорта были благополучно доставлены в столицу.

Но чем отличается экс-чемпион мира от шахматного журналиста? Наверное, вы уже догадались. Карпов подарил машину своей жене Наталье, и она, машина, много лет резво бегала по улицам Москвы. У Рошаля же автомобиль угнали на третий день, причем прямо от редакции, с хорошо охраняемого места - в трех шагах от Генштаба.

В то время главным милиционером Москвы был Аркадий Мурашев, он же президент Шахматной федерации СССР. Но обращение к популярному демократу не принесло результата: машина, как и положено в таких случаях, исчезла безвозвратно. Рошаль был морально травмирован, и очередной номер «64», естественно, не вышел вовремя. Ничего не поделаешь: пришлось Алику отобрать старенькое авто у своей жены Иры, и хотя теперь он почти все свободное время проводил под машиной, все же ездить на ней было удобнее, чем в метро.

А через несколько дней Рошали позвали много гостей на поминки своих «Жигулей». Проплакали всю ночь напролет. Печальное расставание с машиной, надо сказать, прошло на должном уровне: было много съедено и еще больше выпито.

А в пять утра раздался звонок в дверь:

- Здесь проживает А. Б. Рошаль? - спросил майор милиции.

- Здесь, где же еще, - сонно пробормотал хозяин дома.

- Поздравляю, товарищ, ваша машина найдена, - сдержанно сказал запоздалый гость.

Счастливые хозяева чуть не лишились чувств. А придя в себя, пригласили отважного майора отметить радостное событие. И застолье - теперь уже по другому, противоположному  поводу - продолжилось. Через полчаса все дружно спустились вниз посмотреть на красавицу «семерку», тем более что на дворе уже рассветало. Каково же было удивление всей честной компании, когда выяснилось, что найдена совсем не новая машина Рошаля, а, наоборот, древние, как мир, «Жигули» его жены. Они и раньше-то не блистали внешним видом, а теперь с разбитым передним стеклом, без обеих фар вовсе походили на некого монстра. Короче говоря, эта была первая машина Рошаля, приобретенная давным-давно и угнанная этой печальной поминальной ночью. Вот такой грустный  финал у этой не менее грустной  истории.

В принципе здесь можно было бы поставить точку, но продолжим наш душещипательный рассказ. А дело в том, что как раз в то время, в 1992-м, в Югославии проходил матч Фишер - Спасский, и очередной отчет о нем в «МК» я начал так: «Если у вас угнали машину, не расстраивайтесь - бывают неприятности покрупнее». Таким, можно сказать, печатным способом я пытался утешить своего друга и коллегу Александра Рошаля. Но попытка эта обошлась мне слишком дорого. Именно в эту ночь была угнана еще одна машина, причем на сей раз не рошалевская, а уже моя собственная - белая сверкающая «девятка», которую я едва успел обкатать.

Хотя только недавно я брал интервью у Мурашева, звонить ему по этому поводу, как показал опыт Рошаля, не имело смысла. Так что единственная надежда вернуть любимое средство передвижения была связана с «МК», точнее, с самой популярной рубрикой газеты «Срочно в номер!». И уже на следующий день в ней появилась заметка под интригующим заголовком «Обозреватель «МК» берет свои слова назад». Специально для похитителя автомобиля в газете сообщался номер машины, а также мой домашний адрес. Далее было написано: «Конечно, профессиональные угонщики похищают машины не для того, чтобы быстрее возвращать их своим владельцам. И все же данный случай относится к разряду исключительных. Ведь человек, на время позаимствовавший машину у обозревателя «МК», наверняка читатель газеты, к тому же страстный любитель шахмат. И, возможно, столь своеобразным поступком он хотел показать журналисту, как тщательно нужно взвешивать каждое слово, прежде чем перенести его на бумагу. Хороший урок!».

Затем редакция извинилась за своего обозревателя, признала, что пропажа машины - не самый приятный сюрприз, и пообещала, что впредь обозреватель будет гораздо осторожнее обращаться с великим и могучим русским языком. Но мне не повезло: этот номер «МК», судя по всему, так и не попал на глаза любителя чужих машин - может быть, сказалась неаккуратность почтальона, может быть, угонщик уехал в очередную командировку. И как я ни старался, как ни доводил до блеска место стоянки, машина на него так и не вернулась.

Вот теперь, собственно, уже можно завершить эту шахматно-автомобильную историю. Начал я ее с машины Рошаля, а закончил своей собственной. Еще одно доказательство того, что все в жизни взаимосвязано!

Галлюцинации

           Михаил Таль был единственным человеком, который побывал на всех свадьбах Александра Рошаля. А сколько их было… Но однажды «многоженец» сильно подвел экс-чемпиона: он решил, возможно для разнообразия, второй раз жениться на своей первой жене. На свадьбу в качестве шахматного генерала был приглашен и Таль. И тут ему стало не по себе, он едва не потерял сознание:          

           - Алик, - сказал он. - Ты знаешь, у меня что-то с головой, какие-то галлюцинации. Такое ощущение, что я все это  уже видел.

           - Извини, - успокоил его Рошаль, - просто  я не позвал тебя на развод. 

P. S. У этой истории было забавное продолжение. Вечером, в тот  день, когда она была опубликована в «МК»,  мне позвонил взволнованный Алик: «Ира очень недовольна заметкой, назревает семейный скандал. Надо дать опровержение». Честно говоря, уже не помню, что не понравилось супруге Рошаля. Может быть, то, что на своей первой жене он женился дважды, а на ней – всего один раз, или то, что о последней, самой лучшей из жен не было ни слова… Или Ире показалось, что любвеобильный муж скрыл от нее каких-то  предшественниц. Но, так или иначе, через несколько дней я напечатал еще одну заметку, «опровержение» первой, героиней ее, конечно, стала прекрасная Ирина Рошаль, преданная  жена главного редактора. Так что мне удалось сохранить семью – конфликт был исчерпан. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру