Российские соревнования отобрали из-за отсутствия защиты

Этап по прыжкам с трамплина в Нижнем Тагиле сдуло ветром

05.10.2016 в 20:14, просмотров: 3737

Международная лыжная федерация (ФИС) отменила проведение этапа Кубка мира вНижнем Тагиле. Нет, допинговые скандалы тут ни при чем... Хотя уж очень они красиво ложатся в свете рекомендаций не проводить в России зимние старты мирового уровня. Все оказалось куда прозаичнее, и это несколько удивляет — на трамплинном комплексе в Тагиле не была установлена ветровая защита, что делало прыжки опасными, и не нашлось нужной суммы для призовых.

Российские соревнования отобрали из-за отсутствия защиты
Фото: Ираида Ксенофонтова

Трамплинный комплекс «Аист» в Нижнем Тагиле — это совершенно новое, великолепное по содержанию и функциям сооружение. Он является одним из лучших в мире и, может быть, номером один в России. Руководителям нравилось здесь бывать, потому что тепло, сухо и красиво, да и принимают хорошо. Спортсменов радовали обилие снега и организация соревнований. Зрители набивали трибуны битком, болели и веселились от души. В общем, идиллия — и ничто не предвещало беды.

Но уже год назад рейс-директор Кубка мира по прыжкам с трамплина Вальтер Хофер обратил внимание на то, что необходимо установить ветровую защиту, как это сделано на всех прыжковых объектах в мире, где рекомендовала международная федерация. Иначе с последующими этапами будут сложности — и ФИС будет рассматривать вопрос об отмене нижнетагильского этапа.

И даже в тот момент ничто ни у кого не ёкнуло, потому что вот сейчас министр спорта Свердловской области Леонид Рапопорт объясняет журналистам, что был найден подрядчик, который выиграл тендер и собирался браться за работу. Дальше — провал. Куда делся подрядчик, неизвестно — известно только, что он «повел себя неприлично».

Так Нижний Тагил лишился крупнейшего международного соревнования из-за сетки вокруг трамплина.

ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ВЕТРОВАЯ ЗАЩИТА?

«Это непростая вещь. Самая главная помеха у прыгуна — это ветер, а в Тагиле серьезная ветровая ситуация, — рассказал в интервью корреспонденту «МК» Сергей Зырянов, руководитель службы эксплуатации спортивных сооружений ОСП «Юг-Спорт Олимпийский». — Каждая ветрозащита устанавливается на трамплине в индивидуальном порядке, за год записываются потоки воздуха утром, днем, вечером, ночью — и потом на основе этих данных устанавливают защиту.

На олимпийском трамплине в Сочи ее стоимость составила порядка 700–900 тысяч долларов. Что именно стоит таких денег? Идея. Как отклонить ветер от трамплина. Поэтому такие цены. Устанавливают австрийские компании, есть словенские и российские. Главное, чтобы она эффективно работала. Работает она следующим образом: 50% воздуха пропускает через себя, остальное как бы подкидывает наверх. То есть если порывы ветра до 10 м/с, то с защитой их удается уменьшить до 2 м/с — и соревнования можно спокойно проводить, не задерживать.

Сетка состоит из обычного материала, ячейкой, площадь защиты составляет 800 квадратных метров. Крепится она на специальные мачты, на нее, соответственно, устанавливаются моторы, которые поднимают или опускают ее. Потом это все соединяется с компьютером, а машина уже регулирует потоки воздуха и порывы, таким образом, защиту можно поднять или опустить автоматически, одним нажатием. Это не просто так, если мы ее натянем, порывы ветра разорвут ее и выкинут куда-нибудь. Обычно на комплексах, где непрофессионально ветрозащита установлена, так оно и происходит».

«ГЕНПОДРЯДЧИК НЕ ОБЛАДАЛ ВООБЩЕ НИКАКИМ ОПЫТОМ»

О том, что же все-таки случилось и почему в этом году нижнетагильские болельщики останутся без любимого зрелища, объяснил президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрий Дубровский:

— Нельзя так категорично сказать, что подрядчик, который должен был делать ветрозащиту, нас кинул. Скорее не рассчитал свои силы. Дело в том, что ветрозащитная сетка — довольно сложное сооружение. Есть проект, есть требования ФИС, но, как только переходишь к практике, появляются непредвиденные обстоятельства. Например, с точки зрения ландшафта никто не ожидал, что мы столкнемся с каменным грунтом, поэтому пришлось проект переделать с 6‑ на 8‑башенный. И тут надо отметить, что подрядчик не просто не обладает опытом, он вообще не имеет в портфолио ни одного крупного заказа. К счастью, завтра приезжает технический эксперт FIS Миран Тепеш с уже готовыми эскизными проектами, в пятницу он будет в Тагиле. Конечно, его присутствие сильно облегчает задачу, потому что он привезет уже готовые предложения. Тех 12 месяцев, которые у нас есть до следующего сентября, нам должно хватить, чтобы еще и формально подготовиться, сдать объект на госэкспертизу и так далее... Нам ведь важно еще и не сорвать зимний сезон, поскольку тагильский комплекс — ключевой объект в подготовке сборных команд, календарь у него заполнен до отказа.

— Был озвучен пункт про бюджет — это прицепом прилетело? Или действительно были трудности с выплатой денег?

— По большому счету да, прицепом. Хотя были несвоевременно выплачены призовые, задержали примерно на четыре месяца. Дело в том, что мы большую часть денег получаем от телетрансляций, а договор с поставщиком сигнала был заключен не на прямую, а через ассоциацию — возникла такая сложная схема, прибавьте к этому еще курсовые движения — с евро на рубли, с рубля на швейцарские франки. А деньги немалые — 170 тысяч франков у мужчин и 30 у женщин. Вопрос, конечно, был не ключевой, но вдогонку вот так нам прилетело. Будет нам опыт на будущее.

— Почему мужской сняли, а женский оставили?

— Ответ простой: женщины прыгают на К‑90, а мужчины всегда на К‑120. Там разные условия безопасности, в женских прыжках нет таких требований.

— Было ощущение, что, когда рекомендация FIS на том совещании в Цюрихе прозвучала, пришлось договариваться, чтобы женский оставили?

— Нет-нет, это случилось какое-то недопонимание, потом уже поправили. Наоборот, к нам потом подошли и уточнили: надеемся, вы женский проведете? Конечно! В те же сроки, даже на днях уже будет заседание оргкомитета. Это лишний раз доказывает, что в этом решении никакой политики нет. ФИС в отношении Кубка мира всегда занимает очень жесткую позицию. Хотя руководители Свердловского региона сделали все что могли со своей стороны, лично прилетели в Цюрих, давали гарантии, вообще всем доказывали, как это надо региону. Но такие сложные ситуации переживали многие крупные трамплины мира: и Закопане, и Рука, и Энгельберг, Нижний Тагил не исключение, трагедии нет. Все сделаем, будет только лучше.

Календарь Кубка мира по прыжкам с трамплина‑2016/2017 среди мужчин

1-й этап. 24–26 ноября 2016 г. Рука (Финляндия)

2-й этап. 2–4 декабря 2016 г. Клингенталь (Германия)

3-й этап. 9–11 декабря 2016 г. Будет объявлено позднее

4-й этап. 16–18 декабря 2016 г. Энгельберг (Швейцария)

ТУРНЕ ЧЕТЫРЕХ ТРАМПЛИНОВ

5-й этап. 29–30 декабря 2016 г. Оберстдорф (Германия)

6-й этап. 31 декабря 2016 г. — 1 января 2017 г. Гармиш-Партенкирхен (Германия)

7-й этап. 3–4 января 2017 г. Инсбрук (Австрия)

8-й этап. 5–6 января 2017 г. Бишофсхофен (Австрия).

9-й этап. 13–15 января 2017 г. Висла (Польша)

10-й этап. 2–22 января 2017 г. Закопане (Польша)

11-й этап. 27–29 января 2017 г. Виллинген (Германия)

12-й этап. 3–5 февраля 2017 г. Оберстдорф (Германия)

13-й этап. 10–12 февраля 2017 г. Саппоро (Япония)

14-й этап. 14–16 февраля 2017 г. Пхёнчхан (Республика Корея)

15-й этап. 24 февраля — 4 марта 2017 г. Лахти (Финляндия)

16-й этап. 10–12 марта 2017 г. Осло (Норвегия)

17-й этап. 13–14 марта. Лиллехаммер (Норвегия)

18-й этап. 15–16 марта. Тронхейм (Норвегия)

19-й этап. 17–19 марта. Викерсунд (Норвегия)

20-й этап. 23–26 марта. Планица (Словения)