Только за последние дни случилось несколько важных событий: Спортивный арбитражный суд (CAS) признал решение Европейского союза настольного тенниса (ETTU) не допускать российских атлетов и официальных лиц к соревнованиям под своей эгидой дискриминацией. А следом министр спорта России и президент ОКР Михаил Дегтярев сообщил, что Апелляционный трибунал Международной федерации бобслея и скелетона (IBSF) признал незаконным решение конгресса организации о продлении отстранения российских спортсменов.
Нет, само собой: прецедент. Даже два. Для тех, кто еще в глухом отказе, – намек и призыв. Например, для Международной федерации лыжных видов спорта (FIS), которая как раз 21 октября должна была решить вопрос о допуске наших спортсменов на Олимпийские игры. Правда, и сама IBSF в этот же день должна была понять, а что ей теперь делать с этим решением апелляционного трибунала? Заседание исполкома намеревалось проанализировать ситуацию.
Если наших бобслеистов и скелетонистов теперь допустят, то кого, как и когда? Критерии для выдачи нейтрального статуса в международной федерации явно заранее не готовили. Если вдруг будет квота на Олимпиаду, то какая?
Решение апелляционного трибунала Международной федерации бобслея и скелетона все же касается «частичной» отмены запрета на участие отечественных спортсменов в международных соревнованиях. Апелляционный трибунал запрет снял, но отклонил запрос Федерации бобслея России о немедленном допуске спортсменов на любые соревнования IBSF. Запрет ввел конгресс IBSF и много раз его подтверждал. Последний раз – в сентябре через очередное тайное голосование.
Почему гложат нехорошие сомнения даже после хорошего решения? Во-первых, на любое решение есть своя апелляция. Подаст ли ее IBSF на собственный трибунал? Во-вторых, формально решение с допуском наших спортсменов дает им зеленый свет для попадания на отборочные соревнования к Олимпиаде–2026. В реалиях же олимпийская квалификация в бобслее и скелетоне открылась еще в прошлом сезоне. И, наконец, распределение путевок идет через НОК, а наш ОКР «временно отстранен» МОК еще с 2023 года.
Мы уже все выучили это наизусть: в олимпийской программе зимних Игр –16 видов спорта, а международных федераций, которым дано право решать, выступать нейтральным спортсменам или нет, – всего 8. (Кстати, если сложить дисциплины FIS и IBSF, это будут: лыжные гонки, горные лыжи, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, фристайл, сноуборд, бобслей и скелетон.)
Международная федерация ски-альпинизма (ISMF) и Международный союз конькобежцев (ISU), в который входят фигурное катание, конькобежный спорт и шорт-трек, худо-бедно спортсменам обор на Игры разрешили. (Но, например, участие наших спортсменов в международных стартах ISU вообще еще не обсуждал). А Международная федерация хоккея (IIHF), Всемирная федерация керлинга (WCF) как командные виды положительное решение принять и не могли. МОК запрет на участие в Олимпиаде российских команд не отменял. Международный союз биатлонистов (IBU) ничего менять не хочет: всем и во всем отказано. Международная федерация санного спорта (FIL) продлила отстранение российских спортсменов от турниров под эгидой FIL, приняв решение не допускать к отбору на Олимпийские игры и даже не разрабатывать программу для нейтральных российских спортсменов. Федерация санного спорта России подала апелляцию на это решение в Спортивный арбитражный суд.
…И все же шаг в сторону наших бобслеистов и скелетонистов сделан. Каковы его последствия здесь и сейчас, накануне Олимпийских игр, не очень понятно. Но спортсмены говорят, что появился свет в конце тоннеля. И ждут комментариев. Прославленный скелетонист Александр Третьяков, который в этом году вновь входит в состав нашей сборной, хорошо помнит, как уже приходилось проходить через ограничения и запреты. И что, например, международная федерация может снять с кого-то ограничения, а Международный олимпийский комитет выступить на Олимпиаде не позволит. Как это и случилось с самим Третьяковым без объяснений в Пхенчхане-2018.
Спортсмены проходят отбор на Олимпийские игры с помощью рейтинга IBSF, который сформирован на основании результатов на турнирах под эгидой организации. Квалификационный период завершится 18 января, 22-25 января IBSF перераспределит неиспользованные квоты. Как считает президент Федерации бобслея России Анатолий Пегов, наши спортсмены должны иметь шансы отобраться на Олимпийские игры через сохраненные квоты. Правда, стоит все же дождаться решения Международной федерации бобслея и скелетона. Пегов уверен, что успеть отобраться можно, но по уставу IBSF, если сборная не участвует в Кубках мира и Европы больше двух лет, то ее квота сгорает. «Но, если страна сама не участвует, а мы были отстранены, – сказал Пегов в комментарии ТАСС. – Так что де-юре наши квоты должны быть сохранены». Что будет по факту, пока можно только гадать.