Куда навострить лыжи?

Выборы главного тренера сборной прошли по законам военного времени

Тренерский совет и президиум Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) взвалили тяжкое бремя должности главного тренера лыжной сборной России на Юрия Чарковского. Президент Олимпийского комитета Леонид Тягачев уже пообещал, что каждому руководителю после Ванкувера воздастся по заслугам. Так что теперь на каждую амбразуру должен быть найден свой герой Матросов. Кандидатура главного лыжного тренера, как и положено, была одна. Матросовых много не бывает по определению.

Сразу после летнего олимпийского Пекина общественность была проинформирована высоким начальством, что ситуация перед олимпийским зимним Ванкувером — расстрельная. Но надо бороться. На войне как на войне.
Предолимпийский зимний сезон принес предполагаемое десятое место России, грандиозный скандал с проблемами в биатлоне и очередной провал в лыжных гонках. Медали Ванкувера, считаные и пересчитанные — с закрытыми глазами, широко открытыми, и в надежде на такое родное “авось”, — убывали стремительно. Роль спасителя Отечества потянула на лед фигуриста Евгения Плющенко. Биатлонистка Ольга Зайцева с каждой победой все сильнее поеживалась от вопроса о чувстве ответственности в олимпийский сезон. А лыжникам по-простому досталось меткое выражение “частная лавочка”.
Сколько тренеров — столько мнений. Столько методик, столько и попыток “устроить” своего ученика на нужный старт, нужную гонку. После провала лыжного сезона (две, похожие на чудо, серебряные медали чемпионата мира) без хотя бы перемены мест слагаемых было уже не обойтись. “Частную лавочку прекратить, сборная должна быть единой”, — приказал министр спорта Виталий Мутко. Вот тут-то в лыжах и открылась вакансия Матросова.
Юрий Бородавко, по мере возможностей и ситуации пытавшийся последние годы тянуть две должности сразу — главного тренера всей сборной и старшего тренера мужской сборной, — решил сосредоточиться на работе с лыжниками-мужчинами. Лыжницами по-прежнему будет руководить Виктор Смирнов. Вместе с женской командой (но, как подчеркивает тренер, по индивидуальному плану) будет тренироваться в сезоне и смешанная группа Анатолия Чепалова (Рочев, Ширяев, Сорин, Чепалова, Тягай и Рочева). Еще создана экспериментальная команда “Ванкувер—Сочи”, в которую входят юниоры, — летом они начнут тренироваться с основной сборной. Команду возглавил Николай Седов, отец и тренер трехкратного чемпиона мира среди юниоров Петра Седова. Объединенную спринтерскую сборную в бой за Ванкувер поведет Юрий Каминский, его ассистентом будет Михаил Девятьяров.
А главный — кто? Юрий Чарковский, который с 1991 года был генеральным менеджером команды. Им же, впрочем, и останется впредь. Все последние годы Чарковский был на связи с фирмами-производителями, занимался международными делами сборной. Знает всех и вся. И все. У него нет личных учеников, что немаловажно. Был тренером долгие годы — когда-то в юниорской сборной, как говорит президент федерации Владимир Логинов, “через руки Чарковского прошли и Алексей Прокуроров, и Владимир Смирнов, и Михаил Девятьяров”. На несколько лет уезжал на тренерскую работу в Австрию, с 81-го по 91-й год работал тренером молодежного и основного состава нашей сборной. Всю нынешнюю сборную знает не по телевизионной картинке и не по слухам.
Заседание тренерского совета в Олимпийском комитете шло с утра и всю вторую половину дня, не было даже перерыва на обед. Вопросов было много, но кандидатура Чарковского утверждена, что называется, на безальтернативной основе. Значит, на данном этапе устроила всех. Бывшего главного тренера в том числе. “Юрий Анатольевич и раньше выполнял часть работы главного тренера, — говорит Юрий Бородавко, — большой объем административной работы. Опыта ему не занимать. У меня нет сомнений, что все решили правильно”.
— Как нет, — говорит сам Чарковский, — и времени на раскачку перед Олимпийскими играми в Ванкувере. Общая численность олимпийской сборной России составит 20 человек, мы должны по плану завоевать 5—7 медалей, в том числе две-три золотые. Медали нужны, медали! Хватит уже нам внутри воевать — тренеры должны наконец объединиться и помогать друг другу.
На прямой вопрос, не боится ли он взваливать на себя столь ответственную ношу, да еще в то время, когда Олимпиаду все чаще сравнивают с войной, Чарковский отвечает:
— Нет, не боюсь. Хотя и принимал это решение не в момент его возникновения. Примерно месяц назад предложение было озвучено, а согласился я возглавить сборную, можно сказать, на днях. Почему сомневался? Я видел, с какими проблемами приходится сталкиваться Бородавко. И если раньше я дискутировал с тренерами и задавал вопросы острые, всегда говоря им: скажите мне спасибо, что вы после наших споров задумываетесь, какие-то коррективы вносите. То сейчас понимаю, что придется разговаривать и жестче и настойчивее, может быть, зачастую и в приказном порядке. Необходимо сегодня сделать самое главное — объединить все интересы. Да, прибавится обязанностей, нужно будет принимать решения, не всегда приятные для всех, но очень хочется помочь команде. Именно поэтому не брошу и прежние обязанности. Подготовку перед Ванкувером мы немного перестраиваем, делаем упор именно на работу на лыжне, на снеге — учли критику, что слишком увлекаемся лыжероллерами. Уже в мае отправимся на сбор — скорее всего в Норвегию. Сейчас вот отправляем туда Сашу Легкова и Женю Дементьева на тестирование лыж, будем созваниваться каждый день…
Лыжная сборная обрела своего нового главного тренера. Кадровые перестановки прошли на уровне все тех же известных кадров. Резких потрясений меньше, чем за год до Игр, как и было рекомендовано свыше, никто не допустил.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру