Да, в этот вечер россиян было не остановить. И если победу Волосожар - Транькова ждали, то Ксения Столбова и Федор Климов танком ворвались на олимпийский пьедестал. Я позволю себе такое сочетание слов: их прогресс чудовищен. Потенциал был известен. Но такая чистота исполнения сложнейших программ и такая стартовая безшабашность изумляют до сих пор.
Они, говоря спасибо всем, кто привел их не просто в Сочи, но и на пьедестал, не забудут поблагодарить Людмилу Великову (именно от нее всего лишь в конце прошлого сезона пара перешла к Нине Мозер). «Людмила Георгиевна нас вырастила. Спасибо. И спасибо не только ей, но и Николаю Матвеевичу Великову, Сан Санычу Степину – нашему хореографу. Он поставил эту произвольную программу и в свое время очень много идей туда привнес».
А после радостной для россиян пресс-конференции Максим и Татьяна вновь рассказывали о пережитом. И не забывали о коллегах.
- Максим, Таня, насколько тяжело было не вспоминать перед произвольной о допущенных на чемпионате Европы ошибках?
- Мы старались не держать в голове какие-то прошлые неудачи в произвольной программе – должна же была закончиться эта черная полоса, надо было сконцентрироваться. И у нас получилось. Да, было тяжело, были немного зажаты. Но это Олимпийские игры и, сколько ни пересматривали программы чемпионов, – ни у кого не получалось на сто процентов откатать. Нужно было просто прокатать. Два первых места наши. Парное катание – это элита фигурного катания, и мы очень хотим, чтобы молодые ребята, которые занимаются нашим видом в России, вдохновились этими победами и верили, что все возможно. Можно победить китайцев, немцев, канадцев…
- Столбова - Климов и вас удивили?
- Федя с Ксюшей – сильные ребята, они набрали очень хорошую сумму, и она была больше, чем чистый прокат немцев в финале Гран-при. У них было много стартов – это закономерно, это наше будущее. Они молодые, и надо было только подправить систему тренировок, что Нина Мозер и сделала. С третьей парой, Верой Базаровой - Юрием Ларионовым, в нашей группе было сложнее – они пришли разбитыми, их нужно было собирать, выправлять здоровье. А Столбова-Климов пришли готовыми, можно было сразу работать. Но – травма, затем в рекордные сроки они вернулись. Надо было видеть, как Федя сначала на костылях ходил, как по часам вставал ночью, кальций пил, закачивал мышцы. Видно было, как они хотят на Олимпиаду, как стремятся. Это плоды их работы. Они слушали тренера, и… все сложилось для дебютантов Олимпийских игр, которые еще даже не были на чемпионате мира.
- Вы вернули медаль стране в парном катании…
- Парное катание очень сложный вид, в чем мы проиграли китайцам? У нас была либо пара, которая прыгала, либо которая каталась, не было баланса между этим. Не многие тренеры смогли перестроиться, когда изменилась система, усложнились поддержки, вторая половина программы. Тренер привлекала много специалистов. И мы не скрывались с первых совместных дней. Встали в пару в мае, а в августе уже выступали. Мы работали на глазах у всех. Нина Михайловна создала очень правильный менеджмент вокруг. Не могу сказать, что она супер-классно разбирается в технике парных элементов. Она и сама это признает. Поэтому у нее есть куча помощников, и она не брезгует брать хореографов, привлекать людей – в жизни рядом с нами не было такого количества специалистов. И очень многие помогали. Москва, Краснодарский край сделал все – возили, кормили, лечили, поили. В Сочи много тренировались. Поддержка колоссальная шла со всех сторон.
- Тренер говорила, что не видит разницы между настроем на чемпионат мира и Олимпийскими играми…
- Нина Михайловна в 2011-м дебютировала на ЧМ, в этом году – на ОИ, неплохо, так скажем. Нам понравилось, как она себя вела. Не изменяла традиций, не паниковала. Она прошла очень большой путь за эти четыре года. Мы вместе всему учились, и она очень быстро училась. Сначала у нее была паника на первых стартах – мы с Таней еще думали: чего она так нервничает, мы же выйдем и все сделаем. Было такое, что нам не нравилась ее реакция. Но потом она быстро стала таким - уже матерым тренером. Столько времени проводим вместе, что мы уже знаем – кто и что скажет, настроение можем угадать. Или вовремя сказать: да что вы, расслабьтесь, все будет в порядке. Она тоже знает – где ей лучше промолчать.
- Это судьба, что вы встали в пару?
- Что-то нас привело друг к другу, и это хорошо. Удовольствие от проката? На самом деле, мне жутко не понравилось, как я сегодня катался. Не мог согнуть ноги, мне казалось, что ковылял на прямых ногах. Очень рад, что вырабатывался там, где мне надо, нужно было танины выбросы «разгонять»: у нас такой уговор, что она чуть-чуть отдыхает, а я ее должен разогнать. То есть я включался, бежал на эти выбросы (а я на поддержки,- добавляет Таня). Самое главное, что голова работала, это ведь все на партнере: обороты считать, нюансы – я рад, что мог все это сделать. Где я отдыхаю? Практически во всех парных элементах, потому что технически мне редко надо что-то спасать – благодаря Тане. Поддержки мы делаем достаточно стабильно, для меня это не большая проблема, подкрутка тоже. Я отдыхаю на поддержках, когда катаюсь, когда вижу, что Таня рядом со мной – у меня сразу второе дыхание открывается.
- Мы вас увидим на льду в следующем сезоне, например?
- В принципе, мы не жадные. Мы уже добились, чего хотели. Конечно, мы отдохнем какое-то время, но я думаю, вернемся к следующим Олимпийским играм в Корее. Это будет зависеть от нашего здоровья и желания.
- Вы будет участвовать в различных телевизионных шоу?
- Знаете, на протяжении всей спортивной карьеры мы участвовали в шоу. Но что касается телевизионных проектов вроде «Ледникового периода» – нет. У меня есть только одна партнерша – Татьяна Волосожар. Никакая другая - актриса, певица, звезда балета или спорта не может заменить мне Татьяну. Слава или «сумма прописью» не заставит меня поменять партнершу.
Фото: Championat.com