Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
Деревья из денег, облака в аквариуме, чай из солнечных панелей — объекты Основного проекта 7-й Московской международной биеннале современного искусства, заполонившие Новую Третьяковку на Крымском Валу, впечатляют изобретательностью. Но нельзя сказать, что всё это, как заявлено куратором, сканирует реальность: оно скорее про завтра, чем про сегодня. А если и про сегодня, то точно не о той России, с которой мы сталкиваемся ежедневно.
Появление памятника Калашникову с автоматом в руках в Москве вызвало нешуточную рубку мнений. Даже более сильную, чем установка у Кремля селфеносного Владимира. Хотя изделие все из той же затейливой шкатулочки (инициатор — Российское военно-историческое общество под патронажем Мединского, автор — Салават Щербаков, которого мгновенно окрестили «новым придворным скульптором», отбивающим имперский заказ на злобу дня).
В преддверии открытия Основного проекта 7-й Московской международной биеннале современного искусства, которая произойдет в Новой Третьяковке на Крымском Валу 19 сентября, интервью дать нам не преминула ее куратор Юко Хасегава. Она — многолетний главный куратор музея современного искусства Токио — уважаема международным художественным сообществом, и есть за что (см. справку).
Сердце главного арт-события столицы — 7-й Московской международной биеннале современного искусства — начинает биться все ритмичнее в преддверие запуска, который произойдет 19 сентября в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Ее артерии — выставки из параллельной программы, коих в этот раз 69, — уже вовсю пульсируют. Интригует уже то, что площадки под некоторые из них выбраны нестандартные: сад, музеи-заповедники, институты, в том числе биоорганической химии, на высоте 215 метров...
Единственная в России международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, уже пятая по счёту, в день превью трещит по швам. Больше 3000 человек штурмуют Гостиный двор, чтобы засвидетельствовать громкие имена, визуально-интеллектуальное пиршество, провокации и, конечно, её величество красоту — на любой вкус. Борьба за покупателя разыгрывается нешуточная, тем более, что галерей в этом году 54 — против прошлогодних 38.
Несколько дней на глазах посетителей павильона №22 ВДНХ мегазвезда китайского искусства Цай Гоцян создает многометровые пороховые картины на тему Октябрьской революции и внезапно поджигает их. Мгновение — и вспыхнувший порох оставляет непредсказуемые следы на холстах. К 13 сентября их перевезут в ГМИИ им. Пушкина на первую в Россию грандиозную персоналку художника — она захватит здание начиная с фасада...
Есть чиновник, а есть художник — эти ипостаси стоит разделять, хотя в талантливом человеке они порой друг другу не противоречат. Вспомните Гогена — чертежник, инспектор дорог; Грабаря — директор Третьяковки и чего только можно; Анри Руссо — таможенник... Вот и главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, чью выставку «Личный контакт» развернул «Мультимедиа Арт Музей» (МАММ), предстал раскрепощенным рисовальщиком.
Мы разыграли известных современных художников неурочными звонками, представ в образах натурщиц, гастарбайтеров, министра и просто безумцев. Диалоги в студию!
«Гараж» — единственный из российских музеев — развернул на выставке мировых достижений «Астана ЭКСПО-2017» свою программу. И дело тут не в масштабе — музейный флагман в области современного искусства ежегодно предъявляет внушительное число выставочных, образовательных, издательских проектов как в нашей стране, так и за рубежом, — а в их качестве.
Юрий Аввакумов скромно считает себя проектировщиком. Но мировое художественное сообщество знает его как большого архитектора, художника, куратора... На счету у Аввакумова более 500 выставок по всему миру (более ста он спроектировал как дизайнер и более пятидесяти организовал как куратор), а реальных архитектурных проектов немного. Один из них — реконструкция усадьбы Голицыных для ГМИИ им. Пушкина — как раз сейчас находится в строительной стадии.
Хочется пригласить вас в удивительную арт-реальность, о которой многие понятия не имеют, — в малые музейные формы. В основном это галерейки на две-три комнаты, прячущиеся по подвалам да чердакам, причем иным уж по тридцать лет в обед. И дело не в том, какая сейчас там выставка. Сами по себе эти «агенты 007» таят массу загадок и секретов. Из них и складываются небольшие живые художественные организмы, которые мы решили протестировать особым образом.
Еще несколько лет назад мало кто знал о существовании Выксы — уроженцев городка в Нижегородской области переспрашивали: «Откуда-откуда ты, из города «Х»?!». Теперь же сюда съезжаются туристы из соседних городов, столицы. А министр культуры Мединский заявил, что Выкса стала одним из самых ярких примеров развития малых городов не только в нашей стране, но и во всем мире. И это во многом благодаря фестивалю городской культуры «Aрт-Овраг», который в этом году случился в 7-й раз.
«Крик» Эдварда Мунка стал — в смысле популярности — «Джокондой» XX века. Мало какой картине «выпадает честь» стать смайликом в телефоне: настолько она узнаваема. «Крик» восхищал, раздражал, бил рекорды на аукционах, был неоднократно похищаем, страдал от вандалов. Сей шедевр (в четырех вариантах) продолжает не мытьем, так катаньем будоражить мир.
Отчего в картины Виктора Пивоварова влюбляются с первого взгляда, а книги его поспешно раскупаются, ответов достаточно. Но главное — талант. Могучий, глубокий, интимный. Он быстро соблазняет и долго отпускает или вообще не отпускает. Поэтому у многих с мастером — любовь на всю жизнь. И случается она порой еще в детстве, когда в руки попадают проиллюстрированные им уже культовые «Оле Лукойе», «Черная курица», журналы «Мурзилка» или «Веселые картинки».
Директор «VLADEY» Владимир Овчаренко решился предъявить в рамках программы «Художник Недели» выставку Дмитрия Гутова. Мастера столь умного и сложного, что распознать идею его экспериментов подчас удастся не каждому специалисту. Кто-то дерзко ругает искусство Гутова, другие — с упоением хвалят. Но главное — почти никто не сохраняет нейтралитет в обсуждении его поисков, обращенных к восточной каллиграфии, абстракции и традиции московского концептуализма.
В Москве 140-летие поэта и художника Максимилиана Волошина отметили без особого энтузиазма. Зато с размахом его отпраздновали в крымском Коктебеле, который Волошин не только воспевал в стихах и тысячах акварелей, но и сумел организовать там «всероссийскую домашнюю здравницу литературно-курортного типа» для большинства значительных авторов Серебряного века.
Слева от входа в Третьяковскую галерею вы неожиданно обнаруживаете непривычный объект, формами намекающий на храм — это временный павильон архитектора Сергея Чобана, а внутри... внутри ожившее «Явление Христа народу» Иванова, переосмысленное в необычной технике «трансформации тканей» Павлом Каплевичем: — А вы пробовали побриться пылесосом? — Интригует художник. Теперь мы вольны проникнуть в творческую лабораторию великого Иванова — уловить само чудо написания столь грандиозного полотна.
Не успел Владимир Путин утром 13 июня провести награждение госпремиями в Кремле, где обратил внимание на важность поддержки музеев теми, у кого есть возможность. Как вечером того же дня на рекомендацию президента откликнулись и подарили Третьяковской галереи работу «Картина и зрители» одного из величайших русских художников современности Эрика Булатова.
Выступление лауреата «Нобеля» по литературе Светланы Алексиевич в «Гоголь-центре» сглазили. Возможно, те, кто накануне придрался к ее словам на телеканале «Дождь» про возможность межконфессионального конфликта в Белоруссии и поднял шумиху в СМИ. После чего писательница была крайне осторожна, отвечая в театре на вопросы про политику, в том числе про Путина. Возможно, Кирилл Серебренников, пообещавший, что этот «живой разговор станет из разряда тех, про которые будем рассказывать потомкам».
Захар Прилепин приехал в Москву, чтобы выступить на книжном фестивале "Красная площадь". Поговорить там с ним его представитель не дал, объяснив, что все интервью возможны только по переписке: "Захар крайне занят". Сначала мы расстроились, но нет худа без добра. Ведь такого при короткой встрече Прилепин мог не сказать, а если бы и сказал, то потом вряд ли бы завизировал. Переписка под конец стала неторопливая, то есть каждое слово обдумано.
Больше пяти лет ГМИИ им. Пушкина преподносит своему зрителю утонченные подарки в виде экспозиций живописи итальянского Ренессанса. С 2013 года, когда послом Италии в Москве стал Чезаре Мария Рагальини, неровно дышащий к искусству, эти серии приобрели еще больший размах. Ну понимаете, когда проект лоббируется на верхнем уровне, результат не заставляет себя ждать. На этот раз это выставка шедевров Тициана, Тинторетто, Веронезе, двери к которым распахнутся 9 июня.
Красная площадь с 3 по 6 июня отдалась книжному фестивалю. А это, на минуточку, полмиллиона книг, тысячи писателей, 500 событий. В объективе — не только литература, но и живопись, опера, балет, драма, классическая музыка... Ощущения у кремлевских стен незабываемые.
С новой силой кипят страсти вокруг Исаакиевского собора в Петербурге. 31 мая исполняющей обязанности директора музея после ухода Николая Бурова назначили Ираду Вовненко – детскую писательницу, ранее работавшую в музее на должности заместителя директора по связям с общественностью. Выяснилось, что, кроме детской прозы, Вовненко пишет также эротические романы. А теперь она то ли покидает новый пост, то ли ее собираются отставить.
То и дело накрывающий Москву ураган не станет помехой для книжного фестиваля, который с 3 по 6 июня развернется на Красной площади. Организаторы подготовились к жуткой погоде: заручились поддержкой МЧС, выяснили, с какой стороны налетит шквал и тщательно укрепили павильоны. Так что, господа, начало этого странного лета можно смело встретить с книгой на шезлонге у кремлевских стен. Не забудьте зонтик.
Уже сутки художественное сообщество отходит от «Инновации», церемонии вручения премии в области современного искусства. Это был полный улет! Устроили его в Московском планетарии. Что мы засвидетельствовали — антицеремонию, перформанс или просто космос, — горячие споры ведутся до сих пор.
Мультимедиа Арт Музей (МАММ) не стоял на ушах ровно два года, с приезда знаменитого американского художника, весьма капризного Джозефа Кошута. Теперь история повторилась с нашумевшим английским фотографом Ником Брандтом, который оказался до того придирчивым, что заставил бегать вокруг себя половину сотрудников. Перед самым вернисажем он передумал открывать свою выставку и попросил выгнать с нее посетителей: фотограф почему-то их испугался.
В разгар празднования Дня города в Ярославле наряду с пролетом над Волгой пилотажной группы "Стрижи" и флешмобом "Ярмарка невест" прошло общее собрание Национального союза библиофилов (НСБ). Особого шума любители книжной старины не наделали, но свою лепту в гуманитарную часть программы внесли.
Премия «Инновация» в новых руках команды Музейно-выставочного центра РОСИЗО начала оправдывать свое наименование и претензии на звание самой престижной награды в области современного искусства. За неделю до объявления победителей предъявили выставку номинантов этого года. Сделали это в Музее архитектуры, во флигеле «Руины» — пространстве столь фактурном, что у многих сложилось уверенность в нашей способности конкурировать с венецианскими палаццо.
Увидеть российские музеи завтрашнего дня, роботов-экскурсоводов, предметы, исчезнувшие десятки лет назад или хранящиеся в сотнях километров от Москвы, — никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть иногда и виртуальная. Погрузиться в нее можно до 29 мая на XIX масштабном фестивале «Интермузей» — ежегодном смотре музейных инноваций, ставящем перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего. Делают это на сей раз 348 российских и зарубежных музеев.
В дни превью 57-й венецианской биеннале, произошло событие, которое можно назвать историческим. У нашего современного искусства появился тут свой дом — площадка фонда V-A-С, который по-русски гостеприимен и впускает к себе иностранных авторов. Для дебютной выставки «Пространство. Сила. Конструкция» их попросили художественно отразить тему Октябрьской революции. Что из этого получилось — наблюдал корреспондент "МК".