Марина Лемуткина
Публикаций: 2716
Обозреватель отдела семьи и образования. Работает в "Московском комсомольце" с 2007 года. Выпускница исторического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат политических наук (диссертацию защитила в РАНХиГС).
Последнее десятилетие коммерческий сектор российского высшего образования стремительно рос вширь и вглубь. Частные вузы росли наперегонки с количеством платных мест в вузах государственных, захватив к началу 2008 года в общей сложности 75% студенческих мест. Сейчас этому пришел конец.
Программа, впрочем, пока известная лишь в общих чертах, крайне амбициозная: ее итогом должно стать полное обновление школьной жизни. Однако начнется она с привычного латания дыр. 2009 год пройдет под знаком борьбы с ветхостью школы в буквальном смысле слова.
По указу столичного градоначальника Юрия Лужкова в московских школах начинается эксперимент по включению самбо в обязательную учебную программу по физкультуре.
В 2009 году каждый второй 11-классник сможет поступить на бюджетные места в вузы. Образование станет “камерой хранения” молодежи на трудные времена.
В российских альма-матер всерьез опасаются за судьбу высшего образования в условиях кризиса. Если со временем масштаб бедствия усилится, то высшая школа потеряет и студентов, и средства. Рецепты выживания искали на днях на заседании Российского союза ректоров, один из них — обучать студентов по заказу работодателей.
«Год Молодежи» начинается крайне неудачно. Из-за финансово-экономического кризиса московский департамент молодежной политики был вынужден сократить бюджет молодежных программ Москвы будущего года сразу на треть – на 174 миллионов рублей. В итоге из запланированных 580 млн столичной молодежи достанутся всего 406 млн рублей.
Если все предлагаемые новшества реализуются, школу и в самом деле будет не узнать
По словам Круглова, вводимые новшества создадут “более мелкое сито, чтобы на поле образования проходили только качественные учебные заведения”. Первыми, как стало очевидно, в нем застрянут университеты и вузовские филиалы. За ними потянутся и частные вузы.
Что ждет наших школьников и студентов в 2009 году и в более отдаленной перспективе? Как на отечественное образование повлияет кризис? На эти и другие вопросы на днях ответил министр образования РФ Андрей Фурсенко.
Последние исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют: почти половина населения страны недовольна нашим средним образованием. Негативную оценку ситуации в школе в общей сложности дали 45% опрошенных. При этом каждый третий заявил, что она тревожная, а еще 13% - что попросту кризисная. Лишь чуть более трети (37%) полагают, что ситуация в школе в общем-то нормальная. А 3% - даже, что она отличная. 15% респондентов с ответом затруднились.
В сфере образования одной из главных бед остаются общежития. Заведения скорбные и по-гоголевски мистические: с одной стороны, они вроде как и есть, а с другой — нет. Открытости информации об этой стороне вузовской жизни посвящено последнее исследование рейтингового агентства в сфере образования “РейтОР”.
“Золотой дождь” на образование больше не прольется, признал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, подводя итоги нацпроекта “Образование”. Что будет с профобразованием в условиях начинающейся “засухи”, определится на заседании президентского совета по нацпроекту, назначенном на 24 декабря.
Нечто похожее ждет и Россию.
На днях прокуратура Пензенской области признала незаконным обязательное преподавание в местных школах предмета “Православная культура”. Провалившийся “эксперимент” в Пензенской области не был первым. В 2006 году точно такой же — и с тем же результатом — пыталась запустить Белгородская область. А в более мягкой, необязательной форме — Калужская и Владимирская области. Во всех случаях “экспериментаторы” использовали один и тот же предлог — так называемый региональный компонент школьной программы.
Госструктуры и частные кадровые агентства пытаются договориться о совместных действиях по предотвращению массовой безработицы. С чего начать частно-государственное партнерство на рынке труда, определили участники научно-практической конференции Управления государственной службы занятости населения Москвы и негосударственной Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП).
Госдума приняла в первом чтении законопроект об административной ответственности школы и директора за нарушение свобод школьников и их прав на образование.
Мировой финансово-экономический кризис добрался до российского рынка труда. На предприятиях начались сокращения, зарплаты пошли вниз, вылез прочий негатив. Свой сценарий дальнейшего развития событий, как стало известно “МК”, подготовили специалисты Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). Он родился по итогам серии “круглых столов” на тему “Финансовый кризис: первые итоги для кадровой индустрии”.
Тем, кто сейчас готовится к своим последним школьным каникулам, “МК” представляет основные пункты этого положения.
7 октября 2008 года по указу президента был запущен пилотный проект по созданию национальных исследовательских университетов. Первыми этот статус получили МИФИ и МИСиС. Теперь же статус НИУ рассчитывает получить и МГУ. Об особенностях и преимуществах нацуниверситетов рассказал замминистра образования Александр Хлунов.
Надвигающееся введение ЕГЭ активизировало его противников.
— Россия готовит избыток специалистов-гуманитариев, — вынесли свой вердикт участники совещания в Казанском госуниверситете, среди которых был и министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Тем не менее, в младших классах всех российских школ новый общеобразовательный стандарт введут в 2010 году, а в средней (с 5-го класса) – в 2011 году.
Экспертный совет думского Комитета по образованию дал прогноз экономического развития образования на 2010-2015 годы.
Развитие отечественного образования тормозит отсутствие электронного обучения. В то время как в развитых странах e-learning давно стал незаменимой частью процесса получения и обновления знаний, Россия все еще топчется на стадии оснащения школ компьютерами.
Едва президент страны объявил 2010 год «Годом учителя», как эта инициатива начала обрастать плотью и кровью. О том, как она будет реализовываться, рассказала журналистам сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова.