Театр Наций предложил "театр жестокости"

На сцене убили даже собачку

Свой самый первый спектакль в новеньком, с иголочки здании сыграл Театр Наций. Обновленная сцена предпочла для дебюта историю из позапрошлого века – «Фрекен Жюли» Августа Стриндберга, где хозяева и слуги вступают в непозволительные отношения. Однако драматург Михаил Дурненков шведскую драму так адаптировал к российской действительности, что впору думать, будто это наш человек сочинил про нас по мотивам иностранного автора…

На сцене убили даже собачку

Новое здание бывшего театра Корша еще не обжито и, как говорят в театральном мире, не намолено. Чистенько, свежая краска на стенах... Публика заполняет зал, и видно, что у «Нации» она особенная: среди завзятых театралов мелькают представители нового класса — бизнесмены, успешные менеджеры, что видно по аккуратным, неброского вида дорогим костюмам. Просвещенный бизнес (или желающий быть таковым) тянется в театр Миронова. И вовсе не на модную пьеску, а на сложного и противоречивого шведа Стриндберга, которого современники принимали не с восторгом, а его пьесу «Фрекен Жюли» вообще запрещали почти 20 лет. В 1889 году ее обвинили в излишней натуралистичности и выпустили на сцену только через год после первой русской революции — в 1906-м. С тех пор эта самая «Фрекен» обжила с разной степенью успеха множество мировых сцен, в том числе и советскую. И вот добралась до Театра Наций, куда для ее воплощения был призван известный немецкий режиссер Томас Остермайер со своей командой.

С первой минуты спектакля повалил снег, хотя у Стриндберга события разворачиваются в ночь на Ивана Купалу. Но, видимо, по мнению Дурненкова, в Новый год, как и в языческий праздник лета, все возможно и все условности стираются, в том числе и сословные. Впрочем, история фрекен Жюли, как покажут события, далека от новогодней сказочки. На фоне красиво падающего снега любопытен вид натуральной куриной тушки на экране. Ее натурально потрошат и готовят к запеканию женские ручки. Изобретательный ракурс кухонного хозяйства и продуктов на экране составили бы честь выставки видеоарта где-нибудь на «Винзаводе». Но это театр Томаса Остермайера, который давно преуспел в деле соединения театра и видео. Он (видеоарт) — и как часть декорации, и как ремарка к действию.

А действие начинается на кухне дома генерального директора (правда, чего — не уточняется) в канун Нового года, где прислуга Кристина (Юлия Пересильд) готовит не праздничный ужин, а бульон для хозяйской сучки, чего-то вдруг захворавшей. Как готовит — детально видно на экране. Входит, а точнее, вбегает в черной, припорошенной снегом куртке из кожзаменителя мужчина — Евгений Миронов. У него нет имени (у Стринберга — лакей Жан), но зато по первым репликам его становится понятно, что он хозяйский водитель. Из тех современных водителей, которые не просто баранку крутят, а «подай-принеси», хранитель всех хозяйских секретов и разве что с женой генерального не спит (впрочем, как знать). Два представителя класса, обслуживающего господский класс в лице дочки генерального — ее играет Чулпан Хаматова. Водитель несколько странен: с кухаркой (она, между прочим, его невеста) ненавязчиво демонстрирует превосходство. Он знает толк в вине и даже из каких бокалов какое пьют, неплохо понимает по-английски — в общем, из низов, но с претензией.

Театр наций предложил "театр жестокости"

Театр наций предложил "театр жестокости"

Смотрите фотогалерею по теме

Миронов в роли халдея даже внешне изменился. У него, такого элегантного, всегда легкого на сцене, как будто отяжелела спина (все-таки 12 часов в сутки за рулем), как будто раздалась тонкая кость... И пластика, так удачно найденная, работает на образ человека, который изо всех сил хочет прорваться из грязи в князи. А тут на кухню из соседней комнаты вваливается она — действительно вваливается, потому что под «газом», только что от гостей своего круга. Сама не знает чего хочет, вся такая ломкая, манкая — в открытом платье, такая противоречивая... То заводит папенькиного водилу неосторожными движениями, то грубо отталкивает его. А он понимает, что ему не позволено нарушать дистанцию, а хочется и колется попасть наверх. А ей по приколу попасть «вниз», испачкаться там, чтобы потом брезгливо обнюхивать себя, как болонка, случайно оказавшаяся в компании дворняжек.

В общем, встретились на сцене два больших мастера — Миронов с Хаматовой — и очень современная, и слабо пока исследованная театром, да и искусством в целом история расслоения российского общества на богатых и бедных, на олигархов и всех остальных становится очень страшной. Миронов с Хаматовой играют по Стриндбергу и Дурненкову, а за их игрой всплывает искалеченное поколение девочек, которых возят в школы, институты, далее везде нанятые богатыми родителями водители. Поколение парней, ставших охранниками, телохранителями... «Водитель для Веры»? — это сравнение с замечательным фильмом Павла Чухрая всплывет лишь на минуту и тут же откатится, как волна: мораль в постсталинском обществе в сравнении с нынешними временами была, оказывается, куда нежнее и гуманнее. «Елена» Андрея Звягинцева — едва ли не первая (и удачная) попытка в кино высказаться на больную тему. «Фрекен Жюли» — на театре.

А на сцене бьются мужчина и женщина, между которыми — пропасть, и из чего состоит эта пропасть, на каких нервах и комплексах она замешана, — это играют артисты, и так строит Остермайер свой спектакль. Отдельно стоит сказать о скромной по размерам роли Юлии Пересильд: у нее всего два выхода, но роль получилась сильная, чья сила не теряется на фоне игры мощных партнеров. Еще одна невидимая героиня — музыка. Музыкальное оформление Даниэля Фрайтага и Нильса Остендорфа из Германии удивительным образом связывает безучастность падающего снега (вечность) с человеческими страстями. Их жертвой становится даже собачка: мелко дрожащую чихуахуа водитель кухонным ножом порешит за сценой. И публика, до этого момента в оцепенении наблюдавшая «электричество» между героями, громко ахнет, поверив в возможность убийства четвероногого. Вот такой силы получилась эта «Фрекен Жюли» в Театре Наций.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру