Душа танца отметила двадцатилетие

В Москве состоялась XX церемония вручения одной из самых престижных балетных наград

09.05.2014 в 20:30, просмотров: 5768

 Попасть в этот раз в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко на церемонию награждения премией «Душа танца» было решительно невозможно. Лауреаты сплошь звезды мирового балета: Сергей Полунин, Олег Габышев. Среди награжденных имеются и настоящие «священные чудовища» балетного мира – Наталья Макарова и Владимир Малахов. Премия им вручена по совокупности заслуг в деле «пропаганды отечественной хореографии за рубежом». Поэтому не удивительно, что все билеты были сметены ещё в день поступления в продажу.


Душа танца отметила двадцатилетие
Владимир Малахов и Беатрис Кноп в балете Ханса ван Манена «The old man and me». Фото: Михаил Логвинов

 

В зале настоящий звездопад. В качестве гостей такие культовые фигуры как голливудский актер Микки Рурк и российский режиссер Роман Виктюк. Сама же XX церемония вручения одной из самых престижных балетных наград побила ещё и абсолютный рекорд по числу награжденных. В честь двадцатилетнего юбилея были розданы 15 больших и 18 маленьких статуэток работы Олега Закоморного, а, кроме того, по традиции объявили и некоторых номинантов «Души- 2015». Так «Магом танца» следующего года будет худрук Пермского балета Алексей Мирошниченко. Хореограф был представлен на нынешнем гала-концерте знаменитым номером на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь».

Номер, как и все у Мирошниченко, талантлив и необычен: лебедей на сцене сразу два – таким образом балетмейстер трактует тему «лебединой верности»: гордая птица не смогла пережить смерть своей подруги. Солисты пермского театра Степан Демин и Инна Билаш танцуют в покрытых белым оперением купальниках и шапочках.

Необычно построена и вся программа. Первое отделение – недавнее приобретение Стасика, акт «Теней» из балета «Баядерка». Постановка Натальи Макаровой, в качестве солистов Наталья Сомова и Сергей Полунин – лауреаты нынешней «Души» в номинации «Звезда». 32 тени танцуют на одном дыхании, Полунин и Сомова демонстрируют эталонное исполнение, они почти безупречны - воздушные прыжки, изумительные мягкие приземления, стремительные вращения. Для тех кто понимает в балете, артисты эти «звезды» совсем не липовые (к сожалению, были среди награжденных, и такие). Полунина некоторые так вообще называют новой реинкарнацией Рудольфа Нуреева и культовой фигурой на балетном небосклоне. У артиста сонм поклонников по всему миру, его облику свойственна харизма, а танцу элегантность и чистота исполнения. Да и премия журнала «Балет» не первая в творческой жизни танцовщика: ещё в 2010 году, в бытность премьером Лондонского королевского балета он получил национальную премию британского сообщества критиков (Critics`Circle National Dance Awards) как самый перспективный танцовщик, а в 2011 году – как лучший классический танцовщик. К нему, к слову, и приехал Микки Рурк: американский актер оказался фанатом русского танцовщика и предложил недавно артисту снятся в его фильме, сценарий к которому он сейчас и пишет…

Денис Родькин в па-де-де из балета "Талисман". Фото: Михаил Логвинов

Ещё одним лауреатом «Души танца» в спецноминации «За пропаганду отечественной хореографии за рубежом» стала другая звезда мирового балета Владимир Малахов. Нынешний директор «Штатс Балет Берлин» (с августа эту должность будет занимать Начо Дуато) привез эксклюзив. Вместе со своей партнершей Беатрис Кноп представил на концерте мало у нас известный балет Ханса Ван Манена «The old man and me» («Старик и я»).

Вообще-то один из создателей современного голландского балета Ван Манен поклонник Баланчина и соответственно создатель по преимуществу бессюжетных произведений – так что показан на «Душе» был достаточно редкий в его творчестве трагикомический балет. Поставлен он на музыку Моцарта, Стравинского и Кейла и рассказывает о встрече и последующей разлуке двух одиноких людей. На скамейке он и она: эксцентричная парочка, показывающая ряд комичных эпизодов - любовники, к примеру, попеременно надувают и сдувают друг друга, словно резиновую куклу из секс-шопа. В конце 17-минутной миниатюры люди расстаются: на сцене то вспыхивает, то гаснет свет, и мы видим двух удаляющихся друг от друга танцовщиков. Они постоянно оборачиваются и пристально всматриваются один в другого. Все как в жизни: то смех, то слезы…

Дивертисментное второе отделение начинается со знаменитых «Суворовцев» в хореографии Владимира Варковицкого. Их давно уже не было в репертуаре Московской академии хореографии и все этому возвращению рады. Номер и правда великолепный, и презентовала его ректор академии госпожа Марина Леонова в честь профессора Инги Ворониной, награжденной «Душой» в номинации «Учитель». «Смотрелся» на вечере и следующий номер – па-де-де из балета «Корсар» в исполнении лауреатки «Души танца» прошлых лет Оксаны Скорик и солиста Мариинского театра Андрея Ермакова, великолепная техника и экстерьер которого хорошо соответствовали его нынешнему статусу «Восходящей звезды - 2014».

Помимо Сомовой и Полунина «Звездой» на церемонии также объявили Олега Габышева – известного на весь мир премьера Бориса Эйфмана, выступающего с недавних пор и в качестве довольно оригинального хореографа. Он тоже избалован наградами: «Золотая маска» (за главную партию в балете «Роден»), «Золотой софит» (за партию Онегина в одноименном балете Эйфмана) . Даже тарелочка за творческие достижения от нашей газеты (Театральная премия МК за партию Онегина) тоже висит на его стене. Новоиспеченный балетмейстер станцевал свою миниатюру «Мачо» с которой этим летом стал золотым лауреатом Московского международного конкурса. Мачо из него получился, что и говорить отменный и забавный - этакий «интеллектуал», который, чтобы завлечь девушек, в начале номера даже читает книжку.

А вот мило улыбающаяся и одновременно спотыкающаяся Анжелина Воронцова статуса «Звезды» на концерте не подтвердила, да и танцевала совсем «не про то». Зато впечатлил её партнер Денис Родькин – чествуемый на церемонии, тем не менее, в ранге «Восходящей звезды». В прошлом и нынешнем сезоне первый танцовщик Большого театра станцевал обширный репертуар. На Новую и Историческую сцену театра он выходил в таких значительных партиях как Спартак в одноименном шедевре Юрия Григоровича, Курбский в «Иване Грозном», принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере», Лорд Вильсон и Таор в «Дочери фараона», Жан де Бриен в «Раймонде». В самом конце этого месяца у него новый дебют – в знаменитом балете Крэнко «Онегин» он станцует заглавную партию.

Сергей Полунин в балете "Баядерка". Фото: Михаил Логвинов

В подготовленном им к вечеру па-де-де из балета Николая Легата «Талисман» (по Мариусу Петипа в возобновлении Петра Гусева), чтобы соответствовать роли Бога ветра Вайю артист по примеру Андриса Лиепы не стал сильно лачить прическу. Развивающиеся волосы, трепещущие на лету хитон и ленты на руках, парение в воздухе (благодаря огромному прыжку с баллоном) – все работало у Родькина на создание образа. Прославленная партия Вацлава Нижинского, исполненная «Богом танца» в Мариинском театре 29 ноября 1909 года, то есть сразу по возвращении из Парижа с первого дягилевского сезона Русского балета, предстала на «Душе» в новой интерпретации. Костюм Бога ветра, правда, как и у многих современных танцовщиков, больше соответствовал нынешней балетной моде и ни в чем не следовал костюму Нижинского. Тем не менее это не помешало Родькину (правда не не избежав немногочисленных помарок и огрехов) продемонстрировать высокий класс исполнения. Кроме того, танцовщик внес необходимую экспрессию, и «дуэт» что называется «ожил». Посмотреть на достижения своих питомцев, нынешних «восходящих звезд», приехала из Санкт- Петербурга и звезда, так сказать, «заходящая» (что поделать, такова жизнь), их учитель Николай Цискаридзе – один из первых лауреатов приза («Восходящая звезда -1995»).

Звездопад на этом не закончился и третьей «Восходящей звездой» на церемонии стала Кристина Андреева – артистичная прима Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, которая вместе со своим обаятельным и виртуозным партнером Олегом Ивенко зажигательно исполнила па-де-де из балета Дриго-Петипа «Арлекинада». Как всегда были на церемонии награждения свои «Пресс-лидеры» (Игорь Ступников, Владимир Луповской), представители цеха современной хореографии (руководитель фестиваля современной хореографии IFMC из Белоруссии (Витебск) Марина Романовская также получила приз «За пропаганду отечественной хореографии за рубежом»). А «Рыцарем танца» стал руководитель киностудии Большого театра Никита Тихонов.

«Мэтром танца» в торжественной обстановке ведущий вечера Геннадий Янин (экс заведующий балетной труппы Большого театра, ныне ведущий программы «Абсолютный слух» на телеканале Культура) объявил директора и художественного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева Елену Щербакову. В данном в честь неё номере «Татарочка» на вечере блистали артисты труппы Рамиль Мехдиев, Ольга Волина, Олег Черкасов. Венчал же концерт, взорвавший зрительный зал, абсолютный хит моисеевцев «Сиртаки». При этом Сюита греческих танцев была исполнена танцовщиками ансамбля с таким редким самозабвением и наполнена таким энергетическим посылом, что шедшая почти три часа довольно эклектичная танцевальная программа показалась пролетевшей в единственный миг. 



Партнеры