Пластинка "The Endless River" Pink Floyd: качественно, но необязательно

Британские легенды вернулись с "новым" альбомом старого материала

"The Endless River" ("Бесконечная река") - пятнадцатая, как принято считать, "номерная" пластинка Pink Floyd - уже появилась на прилавках музыкальных магазинов. Как известно, речь идет не о полноценном новом альбоме, а о сборнике треков с сессий времен работы над пластинкой 1994 года "The Division Bell". Однако тот факт, что "Бесконечная река" - первый за 20 лет сборник ранее не публиковавшегося материала группы, привлек к релизу внимания не меньше, чем иные "полноценные" новинки. Да и сами музыканты, и звукозаписывающая компания, преподносили релиз как "новый альбом" группы. Оправдала ли пластинка возложенные на нее ожидания?

Британские легенды вернулись с "новым" альбомом старого материала

Pink Floyd никогда не отличались постоянством при издании собственного материала. Группа вполне могла создать практически новый альбом из старых и известных песен, как это было на превосходной компиляции "Echoes" 2001 года, после чего - спустя 10 лет - выпустить абсолютно нерепрезентативный сборник "лучшего" "A Foot in the Door" (16 песен для группы с 40-летней карьерой!). Поэтому и мнения поклонников в ожидании "Бесконечной реки" разделились - одни предвкушали хорошую пластинку, другие же упрекали группу в жажде наживы. Самих PF при желании можно было бы пристыдить их же словами: "Эти песни не были хороши тогда, с чего бы им стать лучше сейчас?", - комментировал Дэвид Гилмор в свое время решение Роджера Уотерса о записи альбома "The Final Cut", состоявшего из не вошедших в знаменитую "The Wall" песен. Однако с "Рекой" дело обстоит иначе - она состоит не из откровенно забракованного материала, а из набросков и фрагментов, которые либо превратились в песни, вышедшие в 1994 году на "The Division Bell", либо же не вошли в альбом по разным причинам.

"The Endless River", как подчеркивал Гилмор, едва появилась информация об альбоме, это еще и дань памяти Рика Райта, клавишника PF, скончавшегося в 2008 году. На альбом действительно вошло много треков, автором или соавтором которых значится Райт (11 из 18). Как вспоминает в книге "Личная история" барабанщик группы Ник Мейсон, в 1993 году, при отборе песен для "The Division Bell" музыканты пытались решать вопрос голосованием, выставляя отдельным трекам оценки. "Все это сработало бы предельно гладко, если бы Рику не случилось неверно истолковать демократические принципы, лежащие в основе системы голосования, - пишет Мейсон. - Он просто наградил все свои песни десятибалльными оценками, тогда как все остальные получили у него нули". Разумеется, систему голосования музыкантам пришлось пересмотреть.

"С февраля до мая 1993 года мы работали примерно над двадцатью пятью разными идеями, - описывал запись "The Division Bell" Мейсон. - Материала была уйма". В итоге на альбом тогда вошли 11 треков: инструментальный вступительный трек "Cluster One" и 10 песен.

На "The Endless River" ситуация прямо противоположная: песня здесь, собственно, лишь одна - выпущенная синглом еще в октябре "Louder Than Words". Этот классический флойдовский трек вполне претендует на звание новой прощальной песни группы - ранее с этой ролью прекрасно справлялась восхитительная "High Hopes", закрывавшая "The Division Bell". "Плыви по течению, куда бы оно ни принесло", - поет Гилмор, закольцовывая образ реки и течения, вынесенный в название и на обложку альбома ("бесконечная река", в свою очередь, упоминается в той самой "High Hopes").

Амбициозность альбома, похоже, ограничивается именно присутствующей на нем песней. Однако это не значит, что инструментальные треки плохи. Напротив, многие из них можно - и хочется - переслушивать не раз. Другое дело, что поклонник группы едва ли встретится в представленных композициях с какими-то музыкальными откровениями.

Пластинка стартует с приятного, но малоприметного эмбиента "Things Left Unsaid". Следующие "It's What We Do" и "Sum" - уже классический PF, правда, совсем не образца 1994 года. "It's What We Do" безошибочно реанимирует в памяти флойдовский шедевр почти 40-летней давности "Shine On You Crazy Diamond" с легендарной пластинки "Wish You Were Here", а "Sum" очаровывает схожестью с еще более старинным творением группы - "One Of These Days" с альбома 1971 года "Meddle". Любопытно, что в обоих случаях речь идет о временах Роджера Уотерса, покинувшего группу еще в 1984 году.

Трек "Skins", длящийся всего две с половиной минуты - бенефис барабанщика PF Ника Мейсона и приятный сюрприз, хотя самостоятельным произведением данный отрывок едва ли можно назвать. Та же проблема преследует и другие короткие треки альбома, за исключением, пожалуй, условной "трилогии" "The Lost Art Of Conversation" / "On Noodle Street" / "Night Light" - плавно перетекая один в другой, они создают вполне завершенную музыкальную композицию. С другой стороны, зная тягу участников PF - после ухода Сида Барретта - к продолжительным формам музицирования, глупо было бы ожидать, что они смогут "развернуться" в формате трех минут.

"Умные и интеллигентные музыканты, экспериментаторы с необыкновенным чувством меры и вкусом", - так в свое время охарактеризовал PF лидер группы "Телевизор" Михаил Борзыкин. Трек "Anisina", начинающийся, как хорошо продуманная песня, к концу первой минуты отчетливо демонстрирует потребность в вокале. Многоголосый бэк-вокал, вступающий со второй минуты, как и саксофон, появляющийся в середине трека и уже затем не умолкающий, расставляют все по своим местам. Чувство меры и вкус не подвели PF и на этот раз.

"Allons-y (1)" и "Allons-y (2)" в последний раз на альбоме отсылают слушателя к периоду Роджера Уотерса, а точнее - к знаменитой "Another Brick in the Wall". Одновременно эти треки, вместе с "Talkin' Hawkin'", являют собой и контуры будущей песни "Keep Talking", вышедшей на "The Division Bell" и содержащей запись голоса Стивена Хокинга.

Возможно, именно обилие идей, берущих свое начало еще в уотерсовских временах, привело к отказу группы в 1993 году от использования некоторых наработок. Сейчас же, когда тандему Гилмор-Мейсон не предстоит соревноваться в чартах с бывшим коллегой, выпуск данного материала выглядит более логичным.

К работе над пластинкой были привлечены давние соратники Дэвида Гилмора. Сопродюсерами альбома стали Мартин "Youth" Гловер (звукорежиссер и бас-гитарист культовой группы Killing Joke) и экс-гитарист легендарных Roxy Music Фил Манзанера, работавший над последним на сегодняшний день сольником Гилмора. Кресло звукорежиссера, как и при записи двух предыдущих "номерников" PF ("A Momentary Lapse Of Reason" 1987 года и "The Division Bell"), занял Энди Джексон. Результат такого творческого союза оказался по-хорошему предсказуем - слушателя ждут привычные раскатистые барабаны, объемный, детализированный звук, которым можно насладиться и на многоканальной системе, и в наушниках. Разумеется, релиз предназначен во многом для любителей высококачественного звучания, не зря альбом решено было выпустить даже на Blu-Ray Audio.

Конечно, выход "The Endless River" событие не только музыкальное, но и маркетинговое. Если группа выпускает демо-запись или же сборник би-сайдов, то и требования у большей части аудитории к подобным релизам соответствующие. Однако если подобная пластинка позиционируется как полноценный альбом, это накладывает на группу повышенные обязательства и провоцирует более требовательное отношение публики. Будь "The Endless River" включена в качестве дополнения в переиздание "The Division Bell" (вышедшее, к слову, в этом году), она могла бы войти в историю как один из лучших бонус-дисков. Однако ее было решено издать самостоятельным релизом - в итоге мы имеем хороший, но совсем необязательный "альбом" от одной из величайших групп.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру