Александр Митрошенков: «Если убить детское ТВ, то восстановить его будет практически невозможно»

Пациент скорее жив, чем мертв?

Речь идет о детском телевидении, то есть о том, чего у нас практически уже нет. На большом ТВ вещание для самых маленьких последовательно стремится к нулю. Ну и вечные вопросы: кто виноват и что делать? Именно этой больной теме вчера было посвящено заседание Общественного совета агентства по печати и массовым коммуникациям. Там участвовал и Александр Митрошенков, президент телекомпании «Класс», которая производит программу «Спокойной ночи, малыши!».

Пациент скорее жив, чем мертв?

— Детское ТВ давно в большом загоне. Все из-за того, что там запрещена реклама, поэтому каналы ставят это на раннее утро только для того, чтобы отчитаться перед законодательством, а дальше уже занимаются чистой коммерцией. В результате детское ТВ не видит никто, т.к. дети в это время спят.

— У нас об этом состоялся довольно острый разговор. В нем приняли участие не только руководители СМИ, но и такие известные создатели, творцы передач, как Борис Грачевский («Ералаш»), Татьяна Черняева («АБВГДейка»), Юрий Вяземский («Умники и умницы»). Конечно, и десять лет назад ситуация казалась не очень хорошей. На основных федеральных каналах детское ТВ занимало не больше 3% от всего объема. Хотя тогда было жестко закреплено в их лицензиях, что детского вещания должно быть не менее 10–15%. И вот проходит более 10 лет. Вроде за это время принято столько важных принципиальных решений, например, создание детского канала «Карусель», развитие анимации… А в результате, если посмотреть сегодня цифры, которые есть, то они фантастические: там, где было несколько процентов детского вещания, стали десятые доли. На Первом канале — 0,14%; на «России», после того, как «Спокушки» переместились летом на канал «Культура», стало 0%; на НТВ — 0%; на ТВЦ — 0,15%... Практически можно говорить о том, что сейчас ситуация стала просто катастрофической.

Я как замруководителя Общественного совета при агентстве решил получить официальную информацию о том, что написано в лицензиях федеральных каналов, сколько процентов детского ТВ должно у них быть. Я не смог получить никакого ответа. То есть информация, прописанная в лицензии каналов, фактически имеет гриф «совершенно секретно». И что в результате смотрят дети в возрасте от 4 до 10 лет? Получаются довольно смешные названия. Например, «Восстание планеты обезьян», «Диверсант. Конец войны», «Любимая женщина Казановы»… Выходит, что дети начинают смотреть абсолютно взрослые передачи. А когда обсуждаешь с руководством каналов детское телевидение, те на первом месте называют даже не то, что закон запрещает там рекламу ставить, а говорят, что детское ТВ не совпадает с социально-политической обстановкой в стране. То есть украинские события окончательно добили детское телевидение?

— Но дети же сейчас совсем другие, не те, что были в СССР. С пяти лет они сидят в Интернете, а не в телевизоре, где сами либо с помощью родителей находят себе те же мультики. Тогда при чем тут ТВ?

— Согласен, но Интернет быстрее, чем у нас, развивается в США и других западных странах. Только там для телеканалов чаще всего устанавливается минимальный объем детского вещания: 3–5 часов в неделю. В этих странах выделяются серьезные субсидии и гранты, а во Франции и Канаде, например, ради детского контента используют еще и налоговые льготы. В Австралии есть специальная схема компенсации расходов производителей. Это иллюзия, что при современном информационном развитии общество не хочет тратить деньги на телевизионный контент. Еще как хочет! Оно за это борется. Только сегодня мы говорили о том, что не так все хорошо даже с анимацией. По сравнению с советским временем процент мультфильмов радикально упал.

— Так я не знаю ничего лучшего, чем советские мультики. Сейчас же это все практически вымерло.

— А еще на заседании нам сказали, что количество грантов, выделяемых на социально значимые проекты, включая даже детские, на следующий год уменьшается. То есть детского ТВ будет еще меньше.

— Значит, ничего уже нельзя изменить?

— Надо законодательно четко прописать, что должны делать федеральные каналы. Частные пусть живут как хотят, но федеральные должны жестко выполнять свои обязательства по детскому вещанию. Второе: гранты на детское вещание должны выделяться публично и открыто. Конечно, вы правы: детский контент сейчас не такой, как был раньше, он насыщен компьютерной графикой, яркими цветами, хорошими красивыми студиями. Детское ТВ должно быть абсолютно современным. Но тогда в него надо вкладывать гораздо больше сил, чем раньше. И еще: никакая анимация не существует без телевидения. Где была премьера такого успешного мультфильма, как «Смешарики»? В «Спокойной ночи, малыши!». А «Маша и медведь»? Там же. То есть «Спокушки» были стартовой площадкой для основных анимационных фильмов. Но теперь из-за того, что мы перешли на «Культуру», аудитория сократилась во много раз.

— Но есть же и детские каналы, «Карусель», например. Только рейтинг у них минимальный.

— Конечно, «Карусель» развивается, и это очень здорово, но действительно у этого канала по сравнению с Первым, «Россией» и НТВ значительно меньше аудитории.

— Тогда как обязать каналы показывать детское ТВ? Они же обходят любые законы, а государство умывает руки.

— Десять лет назад в Госдуме, в Совете Федерации, в Общественной палате можно было обсуждать, почему не выполняется закон. Теперь информацию закрыли и что? Без гласности мы ничего не проконтролируем. И еще нужно модернизировать сам Закон о рекламе, который убивает рекламу в детских передачах, хотя можно было сделать ее просто более точно соответствующей детскому вещанию. Понимаете, если убить детское телевидение, то восстановить его будет уже практически невозможно. А самое страшное, что за эти годы мы научились очень правильно говорить, но вообще ничего не делаем. Мы так много философствуем о том, каким должно быть детское ТВ, а толку — ноль. Надо устроить общенациональную дискуссию о путях развития национального детского ТВ. Надеюсь, Общественный совет и «Московский комсомолец» станут инициатором этого разговора. И пусть к нему подключатся те мастера культуры, которые не хотят мириться с тем, что детское телевидение уходит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру