U96: «Мы захотели вернуть себе имя»

Легенды техно-сцены объявили о своем возрождении

Хит немецкой команды U96 “Das Boot” взрывал танцполы в начале 1990-х. Многие слушатели и критики называли их лучшими исполнителями в стиле техно. Да и сравнения с другими музыкантами были тогда неуместны: именно U96 стали катализаторами развития направления техно в электронной музыке, и уже после них поднялась волна различных музыкантов, экспериментирующих на этом поле. Тем не менее отцам-основателям U96 Хайо Леверенцу и Инго Хауссу достались не только лавры. Точнее, они и вовсе оказались в тени: славу приобрел диджей Алекс Кристенсен, ставший лицом группы.

Легенды техно-сцены объявили о своем возрождении
Фото предоставлено организаторами фестиваля

Позже, расставшись с бывшими коллегами, Кристенсен забрал себе и название проекта. В итоге его реальные создатели долгие годы не могли продолжать заниматься творчеством под своим законным «именем». Сейчас им удалось преодолеть все трудности, и они неожиданно объявили о возрождении группы. Они выступят в Москве на фестивале Strangel Air, который пройдет 11 июля в необычном месте - Крепости Сетунь (2-й Сетуньский проезд, вл.56). Кроме всего прочего, это будет самый первый концерт группы в России за всю историю ее существования. А пока артисты готовятся к нему, «МК» связался с Инго Хауссом, чтобы узнать подробности «темного» прошлого U96.

- Инго, многие слушатели до сих пор считают лидером группы Алекса Кристенсенса, однако я знаю, что он не имел никакого отношения к творческому процессу, и музыку создавали совсем другие люди. Расскажите, как было на самом деле?

- Да так оно и было. Мы с Хайо Леверенцем и Хельмутом Хоикинсом создали свой проект в 1992 году. Алекс, вопреки многочисленным слухам о том, что он был основателем команды, присоединился к ней немного позже. Мы проработали с ним долгое время, но в команде он выполнял только функцию диджея. Единственными авторами текстов и композиторами проекта были мы с Хайо, а Хельмут был нашим соавтором. Так сложилось, что Кристенсен стал, как вы выразились, лицом группы. Это был наш продюсерский ход, как оказалось — не самый верный. Получилось, что команда стала жертвой собственного имиджа. Но, во-первых, мы не ожидали, что будет так, во-вторых, время всегда расставляет все на свои места. Наше возвращение и наше интервью с вами — тому подтверждение.

- А в чем заключалась концепция вашего проекта?

- Нашей главной целью всегда было создание разнообразной и многогранной электронной музыки, которая бы идеально подходила для всех мировых танцполов, под которую людям автоматически хотелось бы пуститься в пляс. Кроме того, нам всегда хотелось показать, что не вся электронная музыка одинаковая, как многие ее воспринимают. Это целый космос, в котором есть место для эксперимента, для фантазии, для многочисленных вариаций, каких-то новых открытий, даже если ты занимаешься ей много лет. Кроме того, в электронной музыке огромное количество направлений и подстилей. Я надеюсь, нам удалось показать публике на своем примере, что техно — это особый мир. Но, конечно, доказывать что-то кому-то — неблагодарное занятие, поэтому, прежде всего, мы всегда просто делали музыку, которая нам нравится, и старались продолжать в своем творчестве идеи тех мастодонтов и революционеров электронной музыки, которые нас вдохновляли, например, группы Kraftwerk. Но важно отметить, что на наш стиль повлияла не только талантливая электроника, но и прогрессив-рок, например.

- Я знаю, что у вас также был проект Boytronic. Он был как-то связан с U96?

- Только в том смысле, что двое из участников U96 (мы с Хайо) делали его. Мы организовали команду Matiz, которая, по сути, сразу же превратилась в продюсерский центр, занимающийся продвижением U96, Boytronic и одновременно созданием музыки для них. В рамках второго проекта мы делали музыку в стиле синти-поп. Мы активно занимались им еще до U96, уже в 1980-х годах.

- Как складывались ваши отношения в U96? Были ли какие-то конфликты, или вы всегда мыслили и двигались в одном направлении?

- В самом начале мы все смотрели в одну сторону, но чем популярнее становились, тем больше проблем возникало и внутри группы. Впрочем, мы никогда не паниковали и всегда относились к этому философски: это нормальная ситуация, с которой сталкивается большинство музыкантов, достигнув определенного уровня. Просто в конце 1990-х мы решили разделиться и расстаться с Алексом. Так было лучше для нас всех. Алекс продолжил работать под названием U96 как диджей, но то, что он стал делать, уже не было настоящей музыкой U96. Тем не менее он был правообладателем бренда, здесь мы ничего не могли поделать. В 2009-м году мы объявили о реинкарнации своей команды и о создании проекта Potemkin, потом на какое-то время ушли в тень, а сейчас смогли вернуться под своим настоящим именем. И это справедливо.

- У вас действительно непростая творческая история. Какой момент в ней стал для вас наиболее важным, поворотным?

- Первый релиз «Das Boot», который сразу привлек внимание большого количества слушателей. Эта песня стала, если можно так выразиться, пост-саундтреком к немецкому фильму «Лодка» о судьбе подводной лодки U-96 (отсюда и наше название) времен Второй мировой войны. Композиция сразу взорвала танцполы, хотя и не была востребована на радио. Тогда мы решили создать пластинку с другими версиями этого трека и сняли клип, где использовали отрывки из легендарного фильма. Мы предложили слушателям четко выстроенную, «объемную» концепцию. И нам кажется, именно это сработало. Нельзя не вспомнить и наш второй альбом - «Replugged», который тоже получился, на наш взгляд, очень удачным и пользовался популярностью.

- В 1990-е вы ощущали конкуренцию на электронной сцене?

- Нет. Ее не было. Мы знали очень многих талантливых музыкантов, дружили с большинством из них, со Scooter, например. Но на тот момент нам удалось открыть и занять свою нишу на сцене. Если говорить о сегодняшнем дне, появилось огромное количество новых имен, новых музыкантов. Но они стремятся не соревноваться, а объединяться. Лидерами современной электронной сцены я бы назвал такие команды, как Royksoop и Chemical Brothers, но они не пытаются «задавить» коллег по сцене своей мощью и харизмой, наоборот — помогают им, создают вместе с ними новые опыты и коллаборации.

- А есть ли сейчас талантливые молодые исполнители, которые потенциально могут сравниться с легендами?

- Их становится все больше и больше. Музыка сейчас стала очень доступной: благодаря техническим новшествам, развитию технологий, авторы и исполнители могут экспериментировать, не выходя из дома, из офиса — где угодно. Существует большой выбор специальных программ, эффектов, приспособлений. Остальное зависит от того, насколько ты энергичен и креативен. В 1990-е для того чтобы писать электронную музыку, нужно было иметь доступ к студии и огромному количеству дорогостоящего оборудования, сегодня — достаточно компьютера и интернета. Наглядный пример — история Skrillex. Не знаю, как сейчас, но работать этот молодой талантливый парень начинал у себя дома, сидя за своим компьютером. И он смог стать звездой мировой величины. Он не единственный. Еще одна звезда танцполов — DJ Deadmau5. Он известен не только тем, что надевает на себя гигантскую мышиную голову во время выступлений (смеется), он делает совершенно сумасшедшую музыку, создает космическое звучание, используя для этого минимум средств. Список можно продолжать и дальше. Мы не варимся исключительно в собственном соку, мы также стараемся следить за тем, что происходит на современной сцене, чем занимаются молодые исполнители, чем они живут.

- У вас уже есть ученики?

- Пока нет. Но мы не против заняться педагогической деятельностью (смеется). Если кто-то обращается к нам за советом, мы всегда рады помочь.

- Расскажите о своей «реинкарнации». Чем новый материал отличается от того, что вы делали раньше?

- Мы записали новый альбом, в котором постарались вернуться к самим себе, тем, какими мы были в 1990-е, но уже с новым звучанием, с использованием новых элементов. Мы не стараемся полностью погрузиться в прошлое, но нам важно, чтобы наши старые поклонники вспомнили, какими были настоящие U96, а новые — познакомились с нами настоящими.

- Почему вы решили возродить проект?

- По сути, это было случайное стечение обстоятельств. Как-то мы просто общались между собой. Пришла мысль попробовать вернуться к U96. Мы позвонили Алексу, который уже долгое время не работал с нами, и спросили его, как он отнесется к такой идее, и можем ли мы вернуть себе наше имя. Он сказал: «Нет проблем». Тогда мы сразу же приступили к работе.

- Как вы думаете, слушатели ждали вашего возвращения?

- Да, их очень обрадовала новость о том, что мы снова на сцене. Когда мы разместили эту информацию в интернете, то почувствовали большой резонанс, большую поддержку наших фанатов. Более того, сейчас у нас нет официального рекорд-лейбла, мы стараемся быть максимально свободными от формата, от продюсеров, сами занимаемся своим продвижением, и поклонники очень помогают нам в этом, в том числе и в России. В этом году мы впервые в Москве со своим шоу, и, судя по записям, которые мы читаем в соцсетях, российская публика нас очень любит и ждет. Это приятно.

- Ваш первый, ставший звездным, сингл «Das Boot» был своеобразным саундтреком к фильму (который был записан, правда, после выхода самой картины). Планируете ли вы писать музыку для кино в будущем?

- Мы уже занимаемся этим и сейчас пишем музыку для научно-фантастического фильма, который должен выйти на экраны этой осенью. Это очень интересный проект, он будет представлен на кинофестивале в Каннах. Для нас большая честь участвовать в нем.

- Как вам кажется, какими качествами должен обладать музыкант, чтобы обратить на себя внимание публики?

- В первую очередь нужно быть оригинальным, суметь предложить людям то, чего они еще не слышали до тебя. Хотя и говорят о том, что все ноты уже давно сыграны, поле для фантазий безгранично, нужно только самому не останавливать себя. Кроме того, музыкант должен владеть определенными навыками, не только иметь вкус и слух, но также хорошо разбираться в программировании. Ну и, конечно, нужно быть немножко сумасшедшим, чтобы выжить в шоу-бизнесе. Везде есть свои трудности, но сейчас появляется и много новых возможностей. И у музыкантов есть все шансы добиться успеха, продюсируя себя самостоятельно, если они достаточно активны и находчивы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26843 от 26 июня 2015

Заголовок в газете: «Мы захотели вернуть себе имя»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру