Но в последние годы немецкий электронщик методично отходит от танцевальных ритмов и больше внимания уделяет звуковому сопровождению театральных постановок и кинематографа. В октябре он приедет в Москву в рамках тура Soundtracks и вместе с собственной группой исполнит новый репертуар. В эксклюзивном интервью Саша рассказал спецкору «МК» об особенностях записи саундтреков, что разочаровался в танцевальной музыке и раскрыл неизвестные подробности новой программы.
— Твое участие в создании саундтрека к театральным постановкам Себастьяна Хартманна по мотивам романов Льва Толстого «Война и мир» и Федора Достоевского «Бесы» — это любовь к русской классике или признание мастерства режиссера?
— Русская классика — это скорее фетиш Себастьяна. Хотя я в процессе работы почерпнул достаточно много новой информации об истории Россия. Прелесть совместного сотрудничества в сфере театра или кинематографа заключается в том, что тебе дают тему, а ты рискуешь, открываешь для себя новые горизонты и покидаешь привычную зону комфорта. Это одна из причин, почему я берусь за подобные проекты.
— Ты читал романы, прежде чем приступить к работе над саундтреком?
— Да. Себастьян всех участников проекта просит сперва прочитать произведение и только потом приступать к репетициям — это его принципиальная позиция. Сценария или какого-то плана у меня не было, поэтому пришлось немного схитрить. Я прочитал обе книги и набросал идеи, основываясь на эмоциях, чувствах и ситуациях, описанных в романах. В процессе подготовки музыкального сопровождения к «Бесам» я посещал русские православные храмы и слушал там хоровое пение, которое впоследствии легло в основу саундтрека.
— Удалось ли тебе раскрыть тайну загадочной русской души?
— В моей музыке присутствует определенная доля романтизма — думаю, в нем и сокрыта та самая тайна.
— Что нового ты узнал о российской культуре в процессе подготовки материала?
— Многие темы, которые в своих романах затронули Толстой и Достоевский, актуальны и по сей день. Возможно, сегодня — более чем когда-либо.
— На твоем счету также саундтреки к фильмам режиссеров Петры Волпе, Марио Мартоне и Дрейка Доремуса. Расскажи, как над ними проходила работа.
— Окружающие меня люди регулярно задавались вопросом, почему при такой высокой кинематографичности произведений я не пишу музыку для кино. В какой-то момент они начали присылать мне сценарии фильмов, и тогда я решил, что попытка не пытка. Большую часть моей жизни контролировали каждый мой шаг. Учитывая прошлый опыт, теперь я пытаюсь избавиться от контроля, сотрудничая с другими музыкантами и, наконец, становясь участником крупных команд, работающих над саундтреком к фильму или театральной постановке. Самое замечательное — то, что каждый проект индивидуален и не похож на другие. Например, сюжет «Невероятного молодого человека» повествует о поэте Джакомо Леопарди, жившем в начале XIX века, «Страны мечты» — о жизни проститутки из Восточной Европы в Цюрихе, а «Равные» — это вообще научно-фантастический роман о любви.
— Почему ты выбрал плацдармом для своих музыкальных экспериментов театр и кинематограф?
— В свое время я работал графическим дизайнером. Плюс ко всему я визуал, поэтому во время прослушивания музыки у меня в голове в качестве аккомпанемента постоянно возникают какие-нибудь картины.
— Чем отличается запись саундтрека для театральной постановки от записи полноценного студийного альбома?
— Когда трудишься над музыкой для фильма, приходится делиться своим видением с кем-то посторонним; когда альбом — только с самим собой.
— Что заставило тебя бросить увлечение рейвами и вечеринками и заменить танцевальный материал на более «взрослую» музыку?
— В танцевальной музыке практически ничего интересного сейчас не происходит — только бизнес. О творческом вдохновении, как и о духе свободы, можно забыть. Иногда я играю диджейские сеты ради развлечения, но в музыкальном плане я уже двигаюсь совершенно в другом направлении.
— Ты интроверт или экстраверт?
— Скорее интроверт. Выступать вживую на сцене перед аудиторией никогда не входило в мои планы. К концертам я, конечно, приноровился, однако по-прежнему предпочитаю уединяться в студии. Мне потребовалась куча времени, чтобы найти правильных людей и собрать группу. Чтобы достичь максимального результата во взаимодействии, я должен был полностью раскрыть душу людям. Именно по этой причине я долгое время сотрудничаю со своими музыкантами, менеджером и парнями из Modeselektor. Большинство из них я знаю уже более 10 лет. А вот недавние приглашения к сотрудничеству с режиссерами — это уже для меня целое испытание. Но кто сказал, что я не люблю испытания?..
— Однажды ты признался, что переезд из немецкой глубинки в Берлин в 1990-е годы стал одним из твоих самых верных решений за всю жизнь. Почему?
— После воссоединения Германия в стране царила анархия, но это были веселые годы. Однако с течением времени провинция стала подобна клетке. Когда я переехал в столицу, то был в восторге от новых возможностей, которые мне открылись. Единственно, я немного опоздал и пропустил бурное начало 1990-х. Главный урок, который я тогда для себя вынес и который в будущем помог мне в развитии карьеры, — быть гибким и учиться свыкаться с изменениями.
— Хорошо, тогда расскажи подробнее о своей новой программе.
— Мы были полностью удовлетворены результатами предыдущего тура, поэтому решили повторить нечто подобное еще раз. Саундтрек к театральной постановке «Войны и мира» был чересчур концептуальным: мы исполняли его целиком, без перерывов между композициями, но каждый раз это происходило по-разному. Программа нынешнего тура Soundtracks сформирована в более традиционном «развлекательном» ключе. Мы подготовили совершенно разный материал, даже композиции из альбома «Walls» исполним, чего ранее никогда не делали. Как вы уже поняли, прозвучат не только саундтреки, но кого это волнует — прежде всего мы делаем тур для себя и для людей, а не для рекламы очередного релиза.
— В недавнем посте в одной из социальных сетей ты написал, что «сегодня быть немцем — это не совсем хорошие ощущения». Что ты имел в виду?
— Я просто не понимаю большинства решений Меркель. И среди знакомых я не встречал ни одного человека, кто бы их понимал. Но, несмотря на все это, ее опять переизбрали на пост канцлера. Демократия, говорите? А по мне, так побеждают идиоты.
— Насколько важен культурный обмен между государствами во времена, когда политики стараются максимально закрыть границы?
— Очень важен. Политики и средства массовой информации провели колоссальную работу по манипулированию точкой зрения большинства немцев относительно России и наоборот. Особенно пугает тот факт, насколько быстро и легко запускают подобные механизмы. Поэтому в наше время важно получать информацию из первых рук. Я не профессиональный дипломат и не хочу, чтобы моя деятельность приобрела политический окрас, но радует, что я могу приехать в вашу страну и хотя бы вести себя здесь как разумный человек.