Враждебный мир рукоплещет нашей глупости

Коллекционер жизни

Коллекционер жизни

Платные демонстрации

Скоро в нашей стране не останется ничего бесплатного. А ведь совсем недавно было бесплатное медобслуживание, образование, хлеб в столовых лежал — заботливо нарезанный на куски, его мог свободно взять каждый посетитель. Плата за жилье была условной, проезд в транспорте — минимальный, электричество — грошовое, книги стоили пустяк, вода не стоила ничего…

И вот — дожили до мировых стандартов и переплюнули их.

Но что вздыхать об ушедших временах, их, к счастью, не вернешь: упомянутая бесплатность тоже кое-чего стоила, имела цену — полнейшей покорности, нерассуждаемости, молчаливости. Сейчас хоть какие-то ростки дискуссий, признаки возражений, попытки иметь свое мнение — причем не подпольное, не «кухонное», как в СССР, а открыто выраженное. За эту открытость тоже приходится нести урон — моральный и физический. Над Чернышевским в царской России надломили шпагу, обозначая, что он лишен гражданских прав; над нынешними оппозиционерами суд вершат тортами и зеленкой — сии акты гораздо более унизительны, чем сломанный над головой клинок, но они несут ту же печать отринутости и изгойства. Благороднее все же отправиться в ссылку — как декабристы, как академик Сахаров, или быть осужденным — как Синявский и Даниэль. Но, хвала Господу, до репрессивных расстрелов и психушек мы еще не скатились. Гуманизм, хоть и показной, все же берет свое. И можно только радоваться, что обходится (правда, не всегда — пример Немцова тому подтверждение) надругательством над внешностью (а имидж ни торт, ни зеленка не изгадят), а не хрустальными и варфоломеевскими ночами.

Но что я всё о цене да о цене? Меркантильный какой-то, мне самому неприятный взгляд… На самом деле мысль моя зовет к бескорыстию (пусть эпоха и переводит все на коммерческие рельсы). Так вот: почему, если всюду надо платить (и втридорога!), демонстрации в наших городах (о селах речи нет) проходят бесплатно? Что за нелепый атавизм? Следует регламентировать процесс и требовать от организаторов шествий не согласования маршрутов с мэрией, а денег. Пусть каждый за участие в митинге или забастовке заплатит установленную таксу. Хочешь базланить возле Кремля — гони тысячи или миллионы. Согласен гайдпаркствовать на окраине — обойдешься сотней или тысячей целковых. Вырученные средства пойдут на увеличение закупок тортов и зеленки. Дело перспективнейшее: кондитерская отрасль — при таких вливаниях — станет процветать. Да и аптечный бизнес пойдет в гору. Никакого пальмового масла для производства лекарств уже не потребуется.

Так и вижу идиллическую картинку — люди идут и скандируют:

— Мы не хотим хорошо жить! Мы хотим нищенствовать!

— Мы не хотим, чтобы нас лечили хорошие врачи! Долой вообще медицину!

— Мы не хотим, чтобы наши дети получили образование!

Но ведь так и происходит. Эта молчаливая демонстрация нежелания достойно жить охватила всю страну.

О демократии

Демократия заставляет служить многим хозяевам, диктатура — нескольким. Что проще? Ответ напрашивается сам собой.

Фальшивая демократия обходится дороже подлинной.

Наш пример

Диву даешься американцам: разумные, размышляющие вроде бы люди, а устраивают политические шоу, праймериз, кокусы — столько сил и энергии впустую! Неужели трудно перенять нашу модель государственных взаимоотношений, где отсутствуют излишества и нет усердных попыток замаскировать голую правду всеобщего бесправия, и потому заранее ясно, кто победит и на какой срок возглавит страну.

Симфония разума

С чувством глубокого удовлетворения и восхищения я вновь констатирую превосходство нашего лидера (и организации, к которой он некогда принадлежал) над глупыми мировыми политиками (и тем более рядовыми гражданами). В скандал с панамскими бумагами угодили все — и Дэвид Кэмерон, и Порошенко, и немедленно ушедший в отставку премьер Исландии, и новоизбранный президент ФИФА, но только не наш президент, ради дискредитации которого (как выяснилось) и затевался сыр-бор. Он — в отличие от перечисленных и многих неназванных жадных остолопов — прекрасно справился с очередной провокацией. Мог ли тот же Кэмерон привлечь в качестве ширмы какого-нибудь виртуоза из Лондонского государственного королевского оркестра? Ему такое и в голову не пришло. Вот и оправдывается, отбрехивается. А имя нашего музыканта-виртуоза звучит на весь мир гордой симфонией.

Почему?

Почему не снимают, не отправляют в отставку глав проворовавшихся ведомств? Несмотря на то что вина их очевидна?

А они сами — почему не уходят, хотя совесть должна им подсказать этот шаг?

Ответ один: уворованное они отправляют наверх, их для того и назначили на высокие посты, чтоб вертелись, расхищали и добывали деньги для своих могущественных покровителей. Довыполнят план, соберут изначально намеченную сумму, переправят ее выше — тут их, возможно, арестуют, ославят, а может, перекинут на другой участок мздоимческой работы.

Какой прогноз вас устроит?

С какими результатами подойдем к концу нынешнего года (не говорю уж к концу десятилетия)?

1. Третья мировая?

2. Прекращение выплат пенсий, поскольку в стране не останется денег? (Скептики говорят: такого не может быть, столько людей станут голодными! А я говорю: ненадолго. Ненадолго станут голодными. Потом вымрут. И страна, как воздушный шар, избавившийся от балласта, взмоет вверх и полетит к заоблачным высям благоденствия.)

3. Арест Ходорковского и дележ его финансов между неимущими, что сразу вытащит всех из нищеты?

Соотечественники устали от ожидания просвета в безнадежной бредовости. На их головы сыплются то поздравления с окончанием кризиса (пик его, оказывается, уже миновал и пройден нами еще в истекшем году, а мы, погруженные в суетню и проблемы выживания, этого не заметили), то предсказания массовых увольнений и понижение зарплат.

Уж выберите что-нибудь одно, придерживайтесь какой-то единой концепции. Но нет — надо так заморочить мозги, чтоб люди не понимали, на каком они свете.

Враги

У нас много внешних врагов? Очень может быть. Как и любое живое (пока) создание, мы окружены врагами. Они желают нам гибели? Вероятно. Но ни один внешний враг не тормозит и не топит нас так интенсивно и эффективно, как мы сами подрубаем свое будущее. Враждебный мир рукоплещет нашей глупости! Подминать малый бизнес, вытеснять работающих пенсионеров, дискриминировать конструктивных оппозиционеров… (недостающее впишите сами). Да это ж апогей кретинизма, как же нами не поживиться?

Стоило указать нам, несчастным, на виноватых, и мы дружно закричали: «пятой колонне» не место среди здоровых созидателей — строителей светлого завтра!

Страшно далеки они от обогревателя

Казалось бы, терпящий поражение, зажатый со всех сторон и спеленатый фигурами противника шахматный неумеха должен — какой ход ни соверши, какие усилия ни приложи — лишь ухудшать свое положение. Ему бы лучше вообще не двигаться на клетчатой доске. Замереть, переждать полосу неудач. Но игра требует продолжения, обязывает перемещать пешки и ладьи. Каждый шаг, однако, ведет к усугублению и утяжелению ситуации.

(Тот, кто выигрывает, не упустит шанс. Беженцы — минус для Европы? А для Эрдогана — плюс, потому что позволяет ему перетянуть на свою сторону и Европу, и НАТО.)

Но в реальности неумехи процветают. Почему? Ответ на поверхности: если бы имелись этому неумелому игроку мало-мальски достойные конкуренты! Увы, их нет. И не в том дело, что он их подмял и подавил (права не дают, права берут), а в том, что проблема России в единичности декабристов, «страшно далеких от народа». Бунтовщики и пассивные массы сосуществуют в разных измерениях. Сегодня бунтари и вовсе приобрели комический оттенок.

Сюжет для мультфильма: оппозиция, которая митингует только когда пригревает солнышко, а в холод сидит по домам. Потом опять теплеет — и несогласные на улице. А в морозы опять прячутся. И так из года в год: сужение — расширение. Осуществим тотальный протест, лишь когда заледенеют батареи и коммунальщики перестанут отапливать квартиры? Без такой подпруги бунтовщики обречены на потешные (и, кажется, потешающие их самих) акции неповиновения. И все же поражаешься безбоязненности этих людей — и шоферов-забастовщиков, и тех, кто ездит к ним читать лекции о литературе. А вот их антипод не зависит от климатических условий, потому что кует железо, которое горячо. Поразительно стекаются обстоятельства в его пользу: раньше был богатый нефтяной улов и можно было ничего не делать. Теперь можно списать и неполадки внутри страны, и провалы внешней политики на борьбу с мировым злом.

Между тем выяснилось: спокойствие в Чечне, казавшееся таким прочным, лишь видимость и иллюзия. Вовсе не официальная власть там хозяйка, а, как и прежде, та сила, которая (пусть нелегко) может войти в Грозный и уничтожить, скажем, дом печати. И ведь это уничтожение глубоко символично: ибо не велеречивая фразеология определяет главенствующее положение, а реальные действия, поступки, грубая материальность.

Демография

Китай тем временем принимает новую демографическую политику: рожать больше. Россия поеживается, понимая, на какие пространства для расселения будущих поколений рассчитывает наш широко улыбающийся восточный сосед. Тихо, мирно, согласно два великих народа объединяются (под эгидой сильнейшего из них). Пусть попробует Запад обидеть слабого братишку, если за спиной у него маячит старший силач.

Но и могучий брат не прочь поживиться за счет слабого. Вот безвыходность, перед которой мы стоим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру