Шкатулку Путина покажут в Коломенском дворце

К юбилею Федоскинской миниатюры готовят крупную выставку

Лаковой миниатюрной живописи Федоскино исполнилось 220 лет. Юбилей промысла отметят с размахом: в коломенском дворце Алексея Михайловича 16 июня откроют выставку, где представят 800 редких расписных шкатулок. Часть из них создали в подарок государственным деятелям и правящей монархии: Брежневу, Хрущеву, Путину, королеве Великобритании Елизавете, Шведской королевской семье, принцу Уильяму и Кейт Миддлтон, королеве Дании Маргретте II… Владельцы сокровищниц одолжили их специально для выставки, в преддверии которой мы съездили в Федоскино и узнали, как сегодня мастера изготовляют чудо-шкатулки.

К юбилею Федоскинской миниатюры готовят крупную выставку

Подмосковное село Федоскино раскинулось на берегах реки Уча. В 1795 году московский купец первой гильдии Пётр Коробов основал здесь фабрику изделий из папье-маше. Но расцвет лаковой миниатюры начинался только спустя 20 лет, когда во главе дела стал зять Коробова – Петр Лукутин. За высокое качество продукции он получил право на ее клеймение, то есть на внутренней стороне изделий размещался золотой двуглавый орел и имена Лукутиных. Причем изготовляли шкатулки в доме купца, где находилась школа рисования (сейчас здесь музей народного промысла).

– Корни Федоскинской лаковой миниатюры ищут как в Китае, так и в Европе, на немецкой фабрике Генриха Штобвассера, изготовлявшего табакерки, – рассказывает заведующая отделом Московского областного музея народных промыслов Любовь Рогатова. – Именно из Германии выписали специалистов, чтоб научить русских мастеров изготовлять изделия из папье-маше. Наши художники освоили немецкую технику и наклеивали на изделия картинки. А когда росписи их научили московские живописцы, шкатулки засияли сказочными пейзажами, красными девицами и родными просторами. Тогда Федоскино стало сотрудничать с Императорским двором: царская семья дарила шкатулки зарубежным монархам.

Сегодня шкатулки изготовляются по тем же технологиям, что и 200 лет назад – в ручную. Большой лист картона разрезают на узкие полоски. Складывают из них форму будущей шкатулки, проклеивают ее клейстером, грунтуют и сушат две недели. Следующий шаг – окунают форму в котел с льняным маслом. После чего ее сушат в печи. Затем с помощью молоточков и плоскогубцев доводят пока еще коробочку до совершенства и полируют. А потом начинается самый ответственный этап – роспись.

На малой форме выполняют миниатюру шедевров мировой живописи. Мастерски копируют работы любых мастеров: Рембрандт, Перов, Айвазовский... Среди самых популярных мотивов лаковой миниатюры – чаепитие, гадания, катание на тройке. «В основном мы пишем в реалистической манере: архитектурный пейзаж, натюрморт, портрет. Если допустили ошибку в росписи, то всегда ее исправляем – в отходы ничего не идет. После росписи покрываем шкатулки лаком. Раньше уходило до 15 слоев лака, сейчас ограничиваемся тремя. Это зависит от качества», – говорит художница Ольга Кошелева.

Работа над одним изделием занимает от 4 до 6 месяцев в зависимости от сложности формы и размера. В Федоскине есть федоскинский филиал Высшей школы народных искусств, где с 9 класса обучают технике лаковой миниатюры. Производственное мастерство здесь осваивают не по учебникам, а из-под руки мастера. Однако по окончании учебного заведения единицы приходят работать на фабрику. Берут самых талантливых. К примеру, в советское время здесь работало 300 художников, сейчас же только 50: двум из них меньше 30 лет, а большинству за 50. Они продолжают работать в классической традиции росписи, но при этом не боятся экспериментировать с нетрадиционными жанрами. Создают шкатулки в жанре фэнтези, модерна и даже авангарда. И спустя 220 лет делают это с виртуозным мастерством.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру