В Москве во второй раз открылся Еврейский кинофестиваль

Проклятый вопрос Натали Портман

Дебютным фильмом Натали Портман «Повесть о любви и тьме» открылся 2-й Еврейский кинофестиваль. Умная и талантливая актриса с еврейскими корнями решила попробовать силы в режиссуре. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале, и вот фильм добрался до Москвы.

Проклятый вопрос Натали Портман

Это биографическая картина, рассказывающая о детстве израильского писателя и журналиста Амоса Оза, призвавшего в 1967 году раз и навсегда покончить с арабо-израильским конфликтом, создав в Палестине новое государство. Фильм вошел в конкурсную программу «Контекст». Портман стала не только режиссером, но и автором сценария совместно с Амосом Озом, сыграла мать будущего писателя. Зритель почти весь фильм только и делает, что любуются ее прекрасным лицом, полным страдания, следит за переживаниями героини. Которая сама, будучи больной, благославляет мужа на новую жизнь и свободу. Он встречается с другими женщинами – молодыми и полными сил. Сын-подросток страшно переживает это «предательство». «Повесть о любви и тьме» смотреть невыносимо – это слишком статичная, излишне красивая и декоративная картина. Стоило ли Портман вообще ввязываться в режиссуру? Актриса она куда более успешная. Она никогда не скрывала своих еврейских корней, а теперь открыто обратилась к миру с «проклятыми еврейскими вопросами».

Открывая фестиваль, кинорежиссер и член жюри Александр Митта заметил, что на девятом десятке даже пройтись до сцены – уже подвиг. Атмосфера в день открытия была домашней. Самые разные люди говорили о взаимовлиянии традиций разных народов, а развеселил всех один из организаторов фестиваля Константин Фам. В нем смешалась еврейская и вьетнамская кровь, и он себя предъявил собравшимся в качестве прямого свидетельства благотворного слияния различных культур.

Программа фестиваля сформирована не тривиально. Конкурсы, а их несколько, - тематические. Один из них - «На память» - включает фильмы о тех событиях, которые не должны кануть в лету, а в истории еврейства их предостаточно. В «Контексе» - картины, изучающие еврейскую культуру и традиции, в том числе религиозные. В программе «Конфликт» участвует документально-художественный фильм «В поисках Бабеля» американского режиссера Дэвида Новака. Его дед жил в Одессе и был композитором Бродской синагоги. А героем фильма стал не только писатель Исаак Бабель, но и его внук Андрей Малаев-Бабель, живущий в США и приехавший в эти дни в Москву. В университете Флориды он руководит актерской кафедрой. Недавно исполнилось 75 лет со дня гибели его деда. Расстрельный приказ 1940 года подписан лично Сталиным.

По ходу съемок Андрей посетил места, где бывал Исаак Бабель – Украину, Францию, Россию, в частности подмосковное Переделкино, где по злой иронии судьбы пережил то унижение, которое испытывал его дед во время ареста. В том месте, где это происходило, Андрей наткнулся на неприступный забор, из-за которого появился здоровенный детина. Пришлось уносить ноги. А ведь ничего плохого никто не сделал, не посягал ни на чью частную собственность, сокрытую за крепостной стеной. Важно было постоять на той земле, где когда-то Бабеля арестовывали.

Андрей родился спустя 20 лет после расстрела деда, застал только бабушку Антонину Пирожкову. Будучи инженером, она занималась строительством московского метро, станций Киевская, Маяковская, Павелецкая, Площадь Революции. В 1954 году эта мужественная женщина добилась реабилитации мужа. Как ей самой удалось спастись? По версии Андрея - защитил Каганович, курировавший строительство метро, поскольку вдова Бабеля была ценным специалистом и отвечала в годы Великой Отечественной войны за строительство стратегически важных кавказских объектов. Она прожила 101 год, и Дэвид Новак успел ее снять в 2000 году, чтобы потом использовать материал в своем фильме.

24 папки личного архива Бабеля - рукописи, письма, дневники – куда-то исчезли. Авторы фильма впервые получили доступ в архивы ФСБ, хотя дело Бабеля целиком не рассекречено. Все, что мы видим на экране – свидетельство не только прошлого, но и реалий нынешней России, от которых становится не по себе.

В этой же программе «Конфликт» представлен последний фильм «На пороге страха» (Израиль, Латвия) выдающегося документалиста Герца Франка, который он снимал с Марией Кравченко. К тому моменту автор таких шедевров как «Высший суд», «Старше на 10 минут», находился на пороге смерти. Завершала фильм Мария Кравченко одна. Его героиней стала Лариса Трембовлер, некогда интеллигентная питерская барышня, связавшая жизнь с 26-летним Игалем Амиром – убийцей премьер-министра Израиля Ицкаха Рабина. Возлюбленный Ларисы - красив и молод, и она прекрасно понимает, что при других обстоятельствах Игаль никогда бы не обратил на нее внимания. Но после преступления, приговоренный к пожизненному заключению, он оценил поступок Ларисы, отважившейся на создание семьи с проклинаемым всем миром человеком. Картина вызывает бурные эмоции, эту женщину многие ненавидят уже за то, что она поставила на карту не только собственную жизнь, но и жизнь своих детей. И теперь над ними вечно будет висеть проклятие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27127 от 17 июня 2016

Заголовок в газете: Проклятый вопрос Натали Портман

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру