Новый театральный сезон вступает в борьбу за зрителя

Гордость, пиво, Гоголь, предубеждение

Открывается новый театральный сезон. Нет сомнений, что непростые экономические условия и неминучая, как гибель, оптимизация учреждений культуры создают условия для конкуренции между театрами в борьбе за зрителя и как результат — за кассу. А она сегодня — главный показатель работы творцов и их трупп для руководства страны и города. Правильно это или жестоко, хорошо или плохо для дела — вопрос спорный. Но в том, что соперничество в сезоне обещает быть жестоким, сомневаться не приходится. Достаточно посмотреть на список объявленных премьер первой половины сезона, чтобы понять: все они претендуют (пока теоретически) стать хитами и «бомбами». Обозреватель «МК» прогулялся по сценам крупных и не очень театров столицы. Итак, поехали.

Гордость, пиво, Гоголь, предубеждение
Эдип из Вахтанговского: Виктор Добронравов. Фото: Александр Торгушников

«ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ» (МХТ им. Чехова). Премьера по знаменитому английскому роману Джейн Остин. Роман, имеющий множество экранизаций и телеверсий (самая ранняя относится к 1940 году, самая поздняя — к 2004-му), редкий гость на театральных подмостках. Молодой режиссер Алексей Франдетти (актер, режиссер, воспитанник ташкентского «Ильхома») дерзнул не только перенести большой роман на сцену, но и сделать из него мюзикл. Более того — мировую премьеру, музыку для которой написал бродвейский композитор Питер Экстром. Короче, Художественный театр усилиями Франдетти и молодых актеров попробует обогнать сам Бродвей.

Молодая наглость и дерзость города берет. Нелишним будет напомнить, что свой роман Джейн Остин начала писать в возрасте 21 года в конце ХVIII века, а в начале ХIХ (1813 год) роман — образец романтизма, изящества и иронии — увидел свет. Не могу не привести пару цитат из него: «Я бы охотно простила ему гордость, если бы он не ранил мою». Или: «Ради одного человека нельзя менять взгляды на порядочность и добродетель. И ты не можешь убедить меня или себя в том, что корыстолюбие — это благоразумие, а пренебрежение здравым смыслом — верный путь к счастью».

Гордость и...предубеждение

Алексей Франдетти: «Главная идея нашего спектакля — быть открытым к жизни, к тому, кто хочет быть с тобою рядом. Сегодня это особенно важно, когда люди мало разговаривают и общению глаза в глаза предпочитают скрываться за никами в социальных сетях».

Мюзикл «Гордость и предубеждение» обещает стать масштабным полотном, где занято больше 30 артистов, в основном молодой состав МХТ (Мария Карпова, Дарья Авратинская, Софья Райзман, Стас Беляев, Олег Савцов). На возрастных ролях — Лика Рулла, Кристина Бабушкина, Владислав Лаврентьев. Шьется более 200 костюмов. Но главное, по словам режиссера, «Гордость и предубеждение» обойдется без современных извращений: классическое прочтение классического романа.

«ПОКА НАЛИВАЕТСЯ ПИВО» (Школа современной пьесы). Здесь пиво конкретно, а не фигурально. А разливать его будет не кто иной, как писатель, драматург, любимец интеллектуалов Евгений Гришковец. В основу его новой пьесы лег его собственный опыт работы барменом — сначала в уральской провинции, далекой от столицы, а затем в Лондоне. Секреты этой профессии, кстати, имеющей целое сообщество в социальных сетях, характеры людей, занимающихся ею, становятся темой для спектакля-импровизации.

Да-да, именно импровизация на тему жизни людей в барах продолжает импровизационные опыты Школы современной пьесы, где уже существуют три спектакля, сделанные этим опасным, но весьма интересным методом. Кроме Евгения Гришковца на сцене еще 12 артистов, которые пьют настоящее, не реквизиторское пиво. Но без градусов. И в данный момент руководство театра ведет переговоры с рядом компаний, которые на определенных условиях предоставят безалкогольный напиток для артистов. Фильтрованный или нет — можно будет убедиться из зала.

Бармен Гришковец.

«ЦАРЬ ЭДИП» (Театр им.Евгения Вахтангова). Трагедию Софокла предъявит Москве худрук Вахтанговского Римас Туминас. Древнегреческую трагедию о бессилии человека перед божьим промыслом, роке судьбы уже дважды опробовали на родине древней трагедии — в античных театрах Эпидавра (на 14 тысяч зрителей) и Афин (на 4 тысячи зрителей), да еще и с участием греческого хора. Главные же роли исполняют наши артисты — Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев, Виталис Семеновс и другие.

«Царь Эдип»: страшный рок судьбы. Фото: Александр Торгушников

Как древнегреческая трагедия, сыгранная на открытом воздухе, в натуральном оформлении горного греческого пейзажа, впишется в стены академического театра, увидим в ноябре. Немаловажный вопрос: сохранится ли, и в каком виде, одна невероятно огромная часть декорации, придуманная Адомасом Яцовскисом, — ее по праву можно считать самым точным знаком трагедии Софокла.

Немаловажная информация: греческий хор в исполнении актеров Национального греческого театра всего лишь два раза выступит на прославленной вахтанговской сцене.

«МЕЧТАТЕЛИ» (театр им. Моссовета). Премьеру готовят к юбилею Виктора Сухорукова. Этот удивительный, ни на кого не похожий актер в партнерстве с коллегой из БДТ имени Товстоногова Андреем Шарковым перенесет нас в нынче недружественную для нас страну — Соединенные Штаты Америки, в Нью-Йорк, Централ-парк. Два пожилых господина — мечтатели, фантазеры и врали — бегут от мира, который хочет от них избавиться, как от отработанного материала. Американская пьеса Хэрба Гарднера «Я не Раппопорт» (перевод Сергея Таска) получила название «Мечтатели».

Виктор Сухоруков: «Дело не в юбилее. Для меня это исповедь, и я хочу говорить без грима о том, что меня ожидает. Я хочу предупредить этот мир: мы все родные старостью (настоящей и будущей), у нас одна общая родственница — смерть. Впервые в жизни я услышал тему, о которой есть возможность серьезно поговорить. Я так полюбил своего героя, что запятую заставлю играть. От этой роли есть ощущение «десерта», и я хочу им насладиться».

Мечтатель Сухоруков.

Но любую исповедь талант Виктора Ивановича, как известно, легко обратит в фарс. Поэтому жанр своих «Мечтателей» он определяет как трагикомедию. Дуэту Сухоруков—Шарков помогают молодые артисты театра. Режиссер Сергей Аронин принципиально без современных технологий постарается материализовать на сцене фантазии героев пьесы.

«МОСКВА — ОТКРЫТЫЙ ГОРОД/ПЕРЕХОД» (ЦДР Казанцева и Рощина). Владимир Панков, недавно назначенный худруком в умирающий театр, решил вдохнуть в экспериментальную молодежную площадку жизнь. Он сам когда-то начинал в ЦДР, где участвовал в удивительном проекте «Москва — открытый город», показавшем нашу столицу с неформальной стороны. И вот теперь в качестве худрука намерен сделать новую «Москву» с учетом всех тех изменений, которые произошли за последние годы.

Это будет своеобразное ожерелье из диалогов, монологов и новелл, объединенных, конечно же, оригинальной музыкой в живом исполнении. А точнее, той музыкально-театральной стилистикой, автором которой и является Владимир Панков, — SounDram’ой. К тому же этот проект должен наконец показать театральной Москве актерский потенциал труппы, намыкавшейся без хорошего руководства последние годы.

Владимир Панков: «Неслучайно в уже известном названии возникло слово «переход». Это обозначение и социальной тематики («Переход» я в своей SounDram’е делал несколько лет назад), и переход как стиль: от слова — к музыке, от музыки — к танцу и так далее. Это такой своеобразный парад разных типов, социальных героев, сегодня населяющих наш любимый город».

Какие бы типы, поражающие наше воображение, ни населяли Первопрестольную, сомнений нет, что спектакль делается под негласным девизом «Москва — любовь моя».

«ПАРАД» (Современник). Новая комедия Александра Галина в постановке Сергея Газарова. Несмотря на название, никакого парада, демонстраций с транспарантами на сцене «Современника» не предвидится. Действие происходит в одном гостиничном номере Амстердама, куда приехал крупный провинциальный чиновник с женой и попал, как кур в ощип, на гей-парад. И не столько на сам парад, сколько столкнулся с его участниками. Этот контакт оказался умопомрачительно смешным.

Ефремовы: отец и сын на параде.

Столкновение традиционных взглядов с нетрадиционной ситуацией и нетрадиционными персонажами прописано Галиным виртуозно и вызывают гомерический хохот. Но в финале смех оборачивается адской горечью и болью. Удивительно, что на сцене впервые встречаются отец и сын Ефремовы, играющие отца и сына. Ефремов-старший, Михаил Олегович, на сегодняшний день лучший российский острохарактерный и комедийный актер, и Ефремов-младший, Никита Михайлович, подающий большие надежды. В роли жены и матери выступит Алена Бабенко.

Сергей Газаров: «Тут не в параде как таковом главная тема, мы говорим о насущной проблеме общества, российского и в принципе любого — это нетерпимость одного поколения к другим. Не только родители нетерпимы к детям, которых постоянно учат жить, но и сами дети, что активно устанавливают свои правила жизни, родителям часто говорят, что те «нули». И для меня совсем неважно, где происходит действие — на гей-параде или в наркодиспансере, я утверждаю как отец трех сыновей, что это проблема нерешаемая. Нетерпимость может довести до фашизма».

Декорации и костюмы в исполнении виртуозного мастера Аллы Коженковой также подчеркивают конфликт поколений.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ. ИСТОРИЯ ПОДАРКА» (Школа драматического искусства). Режиссер Дмитрий Крымов продолжает театральный разговор с детьми в присутствии родителей, используя русскую классику. Если в прошлом сезоне в Москве прогремела его первая серия цикла — «А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Своими словами», то теперь предметом для разговора станет Н.В.Гоголь и его бессмертные «Мертвые души».

В основе — исторический факт: Пушкин подарил Гоголю сюжет «Мертвых душ». Но факт, понятное дело, предлог поговорить о Пушкине, Гоголе и роли двух великих столпов отечественной литературы, силу которых мир ощущает по сей день. В «Мертвых душах» Крымов, продолжая опыты на территории синтетического театра, вновь сводит актеров, куклы, импровизации, и все это создает неповторимую атмосферу и стиль его спектаклей.

Саша Пушкин ждет Колю Гоголя.

Дмитрий Крымов: «Куклы для детей, я считаю, и роднее, и смешнее, и понятнее. Конечно, возраст для спектакля имеет значение. Для меня предпочтительнее 10–12 лет, когда дети уже способны сидеть и воспринимать непростой разговор, но при этом одновременно еще лишены подросткового скепсиса».

В Гоголе будут заняты практически те же актеры, что и в «Евгении Онегине». Своими словами».

«ПОКА ОНА УМИРАЛА» (снова Театр им. Вахтангова). Она — внимание! — это Владимир Этуш.

Владимир Этуш сыграет даму.

Именно старейший артист Вахтанговского выступит в женской роли. Во всех сценических версиях этой известной пьесы Надежды Птушкиной главную роль всегда исполняли заслуженные пожилые актрисы. Ну а здесь нас намерен удивить Владимир Этуш, умеющий тонко сочетать комедийные и трагические краски.

Владимир Этуш.

Владимир Иванов, режиссер: «Надо сказать, это не первые его пробы на женском поприще — был опыт в «Гамлете» у самого Петера Штайна. Казалось бы — эпизод, но запоминался. На этот раз у него главная женская роль».

БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ТОВСТОНОГОВА. Вот последнее подтверждение жесточайшей борьбы за зрителя и поиски новых форм современных коммуникаций от старейшего российского театра. БДТ в свой 99-й сезон запускает прелюбопытную акцию: зрителям предлагается до определенного срока на сайте театра заполнить анкету. 10 артистов определят 10 победителей, каждый из которых, где бы он ни жил, получит приглашение на два лица на спектакль с участием артиста, вытащившегося в лотерее номер зрителя. Мало того, после просмотра спектакля зритель встретится с этим артистом, чтобы обсудить увиденное, ну и, как положено, для истории сфотографироваться.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27181 от 19 августа 2016

Заголовок в газете: Гордость, пиво, Гоголь, предубеждение

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру