Павел Лунгин экранизировал Пушкина и Чайковского — получилась «Дама пик» о деньгах и славе

Ксения Раппопорт заменила Уму Турман

Психологический триллер «Дама пик» — три в одном. Режиссер Павел Лунгин вольно экранизировал повесть Пушкина «Пиковая дама», одноименную оперу Чайковского и создал совершенно самостоятельное и причудливое произведение, демонстративно объединив оперу, литературу и кино.

Ксения Раппопорт заменила Уму Турман
Кадр из фильма

На премьеру собрался весь бомонд: от Карена Шахназарова и Александра Роднянского до Ксении Собчак, Михаила Прохорова, Леонида Якубовича, Людмилы Нарусовой и Игоря Угольникова. Пришли Филипп Янковский и Оксана Фандера поддержать сына Ивана Янковского, сыгравшего в картине главную роль. Это тот редкий случай, когда известные люди появляются не ради того, чтобы себя показать, а посмотреть на результат. Не у всякого кинорежиссера есть музыкальный слух, масштаб, чтобы замахнуться на большой музыкальный стиль в кино. То, что Лунгин этим владеет, доказано еще его «Дирижером».

Европейская оперная дива Софья Майер, давно живущая на Западе, приезжает в город, где состоялся ее сценический дебют. Когда-то она пела Лизу в «Пиковой даме» Чайковского, а теперь сама поставит эту оперу и исполнит партию Графини. Молодой певец Андрей, жаждущий денег, славы, ролей, всего, что только можно получить от этой жизни, как и многие его коллеги, сдвинут на собственной невостребованности. На наших глазах он теряет чувство реальности, и уже не отличить, где он, а где его вожделенный герой Германн. Когда фильм снимался, Павел Лунгин рассказал «МК» о своих представлениях о Чайковском, Пушкине и их связи с нашим временем: «Современный мир абсолютно адекватен тем страстям, которые есть в «Пиковой даме». И теперь они такие же, та же мистическая составляющая. Это притча обо всех нас. Ты хочешь искусства, а потом оказывается, что ты любишь деньги. Такие Германны ходят по улицам, катаются на самокатах. Они готовы на все».

Поначалу Лунгин затевал международный проект, приглашал на роль Майер Николь Кидман, но она, почитав сценарий, отказалась. Потом велись длительные переговоры с Умой Турман. Лунгин побывал у нее в гостях, обговорили гонорар, подписали предконтрактное соглашение, а потом начались проволочки. На роль давнего поклонника Софьи, состоятельного человека и владельца казино, предполагался Рэйф Файс. Знаменитый британский актер посетил возглавляемый Лунгиным фестиваль «Зеркало» им. Андрея Тарковского в Иванове, но до съемок дело не дошло. Спрашиваю Павла Семеновича, зачем ему звезды. Он отвечает: «Они вызывают хоть какой-то интерес к фильму. Главное, заставить людей увидеть его».

В итоге главную роль сыграла российская актриса, она же — звезда итальянского кино (в Италии она много снималась, там ее носят на руках) Ксения Раппопорт. И сыграла очень точно, балансируя на грани реальной жизни и театра, прекрасно понимая, где тот, а где этот мир. В ней есть рациональное начало и творческое безумие, как у Вии Артмане в знаменитом латвийском фильме советской поры «Театр». Лунгин видел свою героиню то настоящим дьяволом, то несчастной бабой, жаждущей любви. Установки менялись, но одна истина оставалась: в таланте по определению заложены зло и безнравственность. Что-то близкое к этой роли Ксения играла в «Юрьевом дне» Кирилла Серебренникова. Там она там тоже была оперной певицей, пела чужим голосом, собиралась в эмиграцию, а ее сын — опять же Андрей — растворился на просторах необъятной России. Софья Майер в святой Руси не растворится. Для этого она слишком практична и живет не по наитию. В таком же ключе, на стыке двух миров, работает и Игорь Миркурбанов, сыгравший Олега — русского друга дивы, владельца подпольного казино, войти в которое можно чуть ли не через подвал супермаркета. Любопытно, что игорный дом оборудовали во Дворце культуры, где когда-то снимали эпизод с участием народного театра в картине «Берегись автомобиля».

На роль Андрея, мечтающего о партии Германна, Иван Янковский напросился сам. Он поступил как и его герой. Тот выгрыз роль у Софьи Майер, а Янковский, узнав, что его коллега по «Студии театрального искусства» Мария Курденевич приглашена Лунгиным на роль Лизы, предложил свою кандидатуру на Германна. И понравился. Лунгин к тому моменту перебрал с десяток Германнов и не находил того, чего хотел. Удивительно, но и сам Иван ощущает себя Германном. Он сыграл нервного, с подергивающимся ртом парня из подворотни, каким-то чудом оказавшегося в театре.

«Дама пик» — царство манекенов. Софья Майер возит за собой по миру целую коллекцию собственных копий, надев на них костюмы героинь, партии которых пела. Так делала Галина Вишневская — пела только в своих костюмах, которые хранила в особом зале на манекенах. Правда, Лунгин ничего этого не знал, идея родилась самостоятельно. Одно из платьев Софьи достанется ее племяннице Лизе. Мария Курденевич — отдельная глава в этой истории. Ее героиня — единственная, кто не балансирует на грани реального мира и театра, она сама жизнь. Поют актеры голосами ведущих солистов Большого театра, куда ходили на выучку, чтобы напитаться запахом оперных кулис. Вокалом с ними занимался худрук Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин. Их голосов мы не услышим, но подлинности на экране такая практика добавила. Иван Янковский скупил на Горбушке диски с записями Пласидо Доминго и Владимира Атлантова. Ксения Раппопорт смотрела видеоверсии оперы Чайковского. Ее героиня поет голосом Агунды Кулаевой.

Снимал картину один из лучших операторов Леван Капанадзе. Художник-постановщик Павел Пархоменко, работавший с Алексеем Балабановым на «Морфии», «Жмурках», «Грузе 200», «Мне не больно», создал неправдоподобный мир на экране. Театральные декорации революционной «Пиковой дамы» в постановке Софьи Майер придумала дочь театрального режиссера Иосифа Райхельгауза — художник Мария Трегубова. Визуальный мир необычен и причудлив, но в нем нет тошнотворной театральности. Хотя многие считают фильм Лунгина вампукой, а ведь Лунгин отчасти и сознательно к ней шел, главное было — удержаться на проволоке, не переступить допустимую грань. В отечественном кино, все больше заточенном на бокс-офисы, мало кто работает на территории чистого искусства. Уже радость, что такой фильм появился. Павел Лунгин намерен поставить «Пиковую даму» на театральной сцене. Не все сказал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру