На Чехов-фесте голландец Иво ван Хове вылил семь тонн воды

Тайная сила воды

13 июля 2017 в 18:36, просмотров: 2708

Дождь и туман, тропический ураган и влажная липкая жара — не могу вспомнить ни в истории Чеховского фестиваля, ни вообще в театральной памяти другого спектакля, где движение природы, физические ощущения были бы переданы так наглядно, осязаемо. Это спектакль «Тайная сила» режиссера-классика Иво ван Хове и его легендарной труппы «Тоннелгруп Амстердам» на Чеховском фестивале.

На Чехов-фесте голландец Иво ван Хове вылил семь тонн воды
Фото: chekhovfest.ru

Потоки воды выливались на сцену, на партер и амфитеатр накатывали волны влажного тумана, так что становилось зябко, тревожно, а к финалу спектакля меня, сидевшего в третьем ряду, трясло от холода. И вроде бы Ост-Индия, далекая голландская колония, остров Ява далеки от этого партера и амфитеатра, как другая галактика. И действие происходит больше ста лет назад. Но какой-то магической тайной силой, туманом, грозой, бурей, странным для русского уха голландским языком эта история обволакивает, так что, кажется, происходит здесь и сейчас.

В сюжетах на федеральных каналах рассказывали про семь тонн воды, специально собранной для спектакля, про чудеса технологии, про то, что ван Хове делает ставку на сильные сценические эффекты. Все так. Но «Тайная сила» — вовсе не театральный аттракцион. Магический реализм спектакля — это все-таки прежде всего реализм. Режиссер Ван Хове не случайно ставил Чехова. И вот что еще: роман Луи Куперуса написан в 1900 году, ровно в те самые времена, когда в противоположной части земного шара другой писатель писал пьесы о новых театральных формах и о людях, которые понимают, что в этой жизни никогда не будут счастливы. Персонажи чеховских пьес мечтали вырваться «в Москву, в Москву», а для героев книги Куперуса такой «Москвой» казалась далекая Голландия, в которую большинство из них не вернулось никогда. Да и не хотели вернуться. Только в отличие от чеховских пьес в «Тайной силе» все ходят босиком: по острову или по сцене — какая в сущности разница?

Вот семья. Голландский наместник на одной из территорий в Индонезии Отто ван Аудейк. Честный служака с идеалами. Искренне считает свою работу миссией, хочет улучшить жизнь людей сообразно своим представлениям о добре и зле. У него семья. Жена наместника спит с его сыном, которому приходится мачехой. Еще она спит с молодым местным красавчиком, в того в свою очередь до смерти влюблена юная дочка наместника. Самому Отто этот парень не нравится, потому что он не любит полукровок. Но выясняется, что у него есть еще один тайный сын — как раз полукровка, который живет где-то в деревне. Вот такой запутанный клубок. Люди в Ост-Индии много занимаются любовью. Наверное, из-за жары.

Еще есть совершенно чеховская пара помощников наместника — он и она. Любят друг друга, но понимают, что никогда не будут вместе. Есть еще местный принц, увлекающийся азартными играми. Есть его мать — загадочная, похожая на Будду.

И посреди всего этого страстного, чувственного, густого, как влажная жара, любовного тумана стоит рояль, и замечательный музыкант Харри де Вит извлекает из него магические звуки. Это кажется таким тропическим джазом. Время от времени де Вит отвлекается от рояля, извлекает звуки из совсем уж экзотических бамбуковых шестов, гонгов. И на все это — на сцену, на несчастный рояль, на «людей, львов, орлов и куропаток» — выливаются тонны воды, так что актерам приходится бесконечно менять одежду, вытирать волосы и лицо, стирать музыку с крышки и с клавиатуры рояля, который непонятно как, но еще играет.

Этот влажный, «мокрый» спектакль странным образом рифмуется с московской погодой. И далекая — по времени и по пространству — история, случившаяся в самом конце позапрошлого века, рифмуется с сегодняшними делами и мыслями. Не только голландскими и не только нашими — общими. «Тайная сила» — о том, что нельзя навязывать другим свои представления о том, что хорошо, а что плохо, даже если эти представления кажутся безупречными и истинными. О том, как неправильно делить людей на ведущих и ведомых, пусть даже из благих побуждений. О том, как глупо менять мир сообразно собственным представлениям. Потому что в конце концов вода смывает все страсти, обиды и амбиции. Все смывает, оставляя мокрую сцену и рояль, который в конце концов просто отказывается издавать звуки.





Партнеры