Волковский фестиваль в этот раз стал Любимовским

Для ярославского театра было делом чести провести форум на высоком уровне, несмотря на арест Юрия Итина

Волковский фестиваль в Ярославле (открывается уже 14-го) давно стал настоящим подарком для всех театралов: его программа столь удачно сбалансирована по изысканности, новаторству и представленной географии спектаклей, что, едва взглянув на афишу, сразу ощущаешь лицо современного театра — чем он живет, куда движется, какие проблемы в себе «перемалывает», а какие — заново озвучивает. И что важно (форум идет на сцене первого русского профессионального театра с 2000 года), среди зрителей давно — не только жители Ярославля, но самая что ни на есть продвинутая публика из столиц...

Для ярославского театра было делом чести провести форум на высоком уровне, несмотря на арест Юрия Итина
Театр на Таганке, "Добрый человек из Сезуана". Фото: volkovteatr.ru.

Каждый год в это самое время о фестивале нам рассказывал директор волковского театра Юрий Итин, — конечно, события последних месяцев, связанные с его арестом, поставили театр в сложное положение, но пришлось выкарабкиваться и проводить форум (частично спланированный Итиным) в самом высоком качестве, на заявленном международном уровне. И открывается афиша московским театром на Таганке — легендарным «Добрым человеком из Сезуана» Брехта, ведь его постановщику Юрию Петровичу Любимову в этом году исполнилось бы сто лет.

— Этот фестиваль мы посвящаем памяти Любимова, — говорит исполнительный директор форума Татьяна Цветкова, — он родился в Ярославле, является нашим земляком, поэтому логично, что Таганка начинает наш марафон. Причем, спектаклем, с которого она состоялась, ведь в «Добром человеке из Сезуана» заложен манифест любимовской эстетики. И 30 сентября великому режиссеру исполнилось бы сто лет...

— А если говорить о творческих акцентах фестиваля в целом?

— В этом году мы уделяем большое внимание современным театральным формам. Например, Театр.doc впервые приедет к нам со своей экспериментальной постановкой «Неявные воздействия», причем, в формате иммерсивного театра, когда действие развернется прямо на ярославских улицах. Также принимаем Тверской ТЮЗ с работой под названием «Пустота»: это современная драматургия в режиссуре Талгата Баталова (кстати, это его режиссерский дебют в «большой форме»). И «Пустота» сразу вошла в пять номинаций на соискание премии «Золотая маска».

— Вижу в афише спектакли из Сербии, Болгарии...

— Да, и это украшение фестиваля: сербы (Белградский драматический театр) привозят «Мое дитя» (также современная драматургия) в постановке Анны Джорджевич, работа эта получила массу национальных и международных наград. А один из лучших театров Болгарии — Плевненский драматическо-кукольный театр имени Ивана Радоева дает свою интерпретацию «Вишневого сада». Любопытный эксперимент: они проводят ассоциацию, что сад — это театр, задают вопрос — кому театр нужен, насколько он актуален, конкурентоспособен ли с другими видами искусства. Особо хочу сказать о «Калигуле» по пьесе Камю пермского «Театр-театр» (режиссер Борис Мильграм). «Калигула» впервые выезжает на фестиваль в принципе, и к нам приедет его отсматривать экспертный совет «Золотой маски», что очень ценно. Надо сказать, что в этом году мы достаточно расширили географию (раньше было все-таки больше московских постановок), а сейчас представлены разные регионы и направления, как, скажем, Татарский театр имени Галиасгара Камала со спектаклем «Банкрот».

Пермский "Театр-театр", "Калигула". Фото: volkovteatr.ru.

— Очень чувствуется по афише, что ставка делается на живой, новаторский театр. Как вы сами ощущаете?

— Как театральный форум, мы хотели бы показать гостям и участникам тот мейнстрим, который существует в современном театральном процессе. Показать совершенно разные направления, — от национального до авангардного, — дающие развитие театру как искусству. Взять даже классические названия — ту же «ГрозуГрозу» Островского Театра наций (она закроет фестиваль 24-го сентября), — всё равно это совсем другая «Гроза» в постановке Евгения Марчелли. И мы хотим эти новые формы, этот новый театральный язык представить зрителям.

— Бывает, что какой-то спектакль очень сложно привезти из-за сложности декораций, или не помещается в портал сцены... В этот раз подобные проблемы были?

— Сложнее всего было привезти спектакль из Перми, из «Театр-Театр». Потому что Борис Мильграм в своей работе сделал акцент на музыкальность, такой формат мюзикла даже... Поэтому у них был огромный и сложный звуковой райдер. Изначально у них живой оркестр, очень качественные инструменты, некоторые из них нельзя было привезти, равно как и звуковое оборудование, которое вмонтировано в стационар. Поэтому пришлось все эти нюансы учитывать, чтобы спектакль прошел на должном уровне, тем более, если его отсматривает «Маска».

— Чувствуется ли сейчас отсутствие Юрия Итина? Он столько лет делал этот фестиваль...

— Конечно. Ведь часть фестивальной программы мы планировали вместе еще до всех событий. А потом в связи с определенными нюансами, которые возникли, пришлось доформировывать остальную часть афиши. Да, если бы был Юрий Константинович, то многие вопросы решались бы легче, а так нам (поскольку я недавно работаю в Волковском) приходится что-то решать методом проб и ошибок, заново что-то для себя открывать. Мы очень надеемся, что у Юрия Итина будет все хорошо, что он будет на свободе. Но жизнь идет дальше, и сейчас фестиваль должен пройти на самом высоком уровне, зритель ждет этого.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27495 от 14 сентября 2017

Заголовок в газете: Волковский фестиваль стал Любимовским

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру