Суд идет под алыми парусами

Максим Дунаевский против Алексея Бородина

Максим Дунаевский против Алексея Бородина
Недавно в РАМТе состоялась премьера спектакля «Алые паруса». Весьма успешная премьера: билеты «улетают», критика хвалит, публика аплодирует. И только голос автора музыки Максима Дунаевского выпадает из общего хора: композитор подает в суд за нарушение своих авторских прав.

Нет, в «Алых парусах» никто ни у кого ничего не крал, чужого не присваивал. Здесь – другое: все более остро звучащий вопрос о том, кто в доме (то бишь в театре) хозяин - автор или режиссер? Кто автор спектакля – собственно автор, написавший пьесу (музыку) или режиссер, не ограничивающий себя в свободе интерпретации?

Идея написать мюзикл по романтической истории Грина принадлежала Максиму Дунаевскому. Вместе с авторами либретто Андреем Усачевым и Михаилом Бартеневым они много работали со стихотворными текстами, превращали роман в пьесу, разрабатывали драматургию. Усачев и Бартенев предложили отнести пьесу в РАМТ, поющей труппе которого, вполне под силу работать в мюзикле. Автору хотелось молодежной энергетичной постановки – с участием молодого режиссера, хореографа, возможно, какой-то рок-группы. Алексей Бородин объявил, что хочет сам ставить спектакль. Дунаевский предложил ему в помощь музыкального руководителя, рекомендовал своего аранжировщика. Предполагалось, что окончательная партитура мюзикла оформится в процессе совместной работы композитора и постановщиков. Но «люди Дунаевского» проработали на проекте недолго. После того, как Дунаевский побывал на одной из репетиций (она же оказалась для него последней), он понял: режиссеру были не нужны «спецы», пытавшиеся затащить его в технологию мюзикла, который он ставить вовсе не собирался.

Максим Дунаевский:

- Формально в спектакль вошла вся музыка, которую я сочинил. Но она превратилась в отдельные номера, музыкальная драматургия, которая является отличительной чертой мюзикла, исчезла. В результате моя музыка звучит в спектакле так, как будто ее написал кто-то другой: не свойственные моему стилю манера исполнения, саунд, аранжировки. Артисты с моей точки зрения стали плохо петь (при том, что они умеют это делать прекрасно). И если такова позиция режиссера, который стремился к приоритету драматической игры над музыкальностью, зачем же надо было использовать меня и мою музыку?! Почему не привлекли другого композитора?

Перед тем, как подавать в суд, я попытался в последний раз решить дело миром. Предложил выполнить три условия: актерам заняться как следует вокалом; в ходе совместной работы изменить аранжировки и, наконец, привести музыкальную драматургию в соответствие с жанром мюзикла. Понимания это в театре не встретило. Поэтому я вынужден отстаивать свои права в суде.

Режиссер Алексей Бородин излагает свою позицию:

- Мне известно, что Максим Исаакович Дунаевский не принял музыкальное решение «Алых парусов» в нашем театре. Должен сказать, я абсолютно убежден, что автор произведения является главной составляющей творческого процесса. В то же время театральный процесс – коллективное творчество, в котором задействовано большое количество людей. Режиссер так или иначе понимает произведение, в значительной степени организует это самое коллективное творчество и направляет его в нужное русло.

Когда мы обсуждали проект с Максимом Дунаевским, как мне казалось, мы понимали друг друга. Дунаевский показал написанную им музыку. Мне понравилось. Мелодии, сыгранные композитором, были записаны на магнитофон. С этой записью мы начали работать. Поскольку композитор не передавал нам ни клавира, ни партитуры, ноты были расшифрованы с записи, сделан рабочий клавир. Далее возникла необходимость делать аранжировку. Я был уверен, что мы должны найти стиль постановки, которую я воспринимал не как мюзикл, а как драматический спектакль с большим количеством музыки. И стиль был найден. В мелодиях всех 24-х номеров ни одна нота не изменена. Хотя переходы между номерами создавали мы сами – они делались под спектакль, с теми звуками, шумами, которые были нужны нам для создания целостного действия. Принципиальные расхождения с композитором обнаружились на этапе, когда работа уже ушла очень далеко. Но я изначально не ставил задачу постановки мюзикла. Я воспринимал музыку как часть общего и целого, что задумывается режиссером. Театр затратил огромные средства. Спектакль высоко оценен зрителями и критикой. И он таков, каким я его видел с самого начала.

Послесловие

В 2007 году Владимир Дашкевич написал оперу «Ревизор» для Камерного музыкального театра. Композитор не был допущен на репетиции. Когда, наконец, он увидел, насколько разрушена его авторская концепция, он хотел запретить показ оперы. И только уважение к руководителю театра Борису Александровичу Покровскому заставило Дашкевича пойти на компромисс.

В 2009 году возник громкий конфликт между авторами оперы «Братья Карамазовы» композитором Александром Смелковым и либреттистом Юрием Димитриным, с одной стороны и постановщиками оперы в Мариинском театре режиссером Василием Бархатовым и художником Зиновием Марголиным, с другой. Авторы обвинили постановщиков в произволе и искажении авторских идей.

Типовой авторский договор, который театр подписывает с драматургом и композитором, содержит пункт об обязательном согласовании с автором любых изменений в тексте. На практике режиссеры рассматривают авторские идеи как повод для создания собственного произведения. И если речь идет о самой первой постановке, то есть о мировой премьере, то никто так и не узнает – то ли режиссер «вытянул» посредственный материал, то ли погубил шедевр, то ли просто сделал нечто, не имеющее ничего общего с замыслом автора. Кстати, для полноты картины посмотрела «Алые паруса». Великолепный драматический спектакль с замечательной музыкой. Но, каков был бы мюзикл – мы теперь уже, увы, не узнаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру