Строитель чистого искусства

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка пионера модернизма Ле Корбюзье

Архитектор, художник, издатель, график, дизайнер — швейцарец Ле Корбюзье занимает особое место в галерее реформаторов культуры ХХ века. Автор радикальных архитектурных и градостроительных проектов, он создал больше 400 проектов и 75 из них воплотил в жизнь в разных странах мира. И в Москве его эстетика пуризма («чистого искусства») оставила свой след — здесь он построил здание Центросоюза, а мечтал возвести целый «Лучезарный город», но не удалось... К 125-летию со дня рождения пионера модернизма в Пушкинском музее открывается выставка «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой». На презентации беспрецедентного проекта, отразившего все грани личности мастера, побывал корр. «МК».

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка пионера модернизма Ле Корбюзье

— Не каждая выставка стоит такого внимания, как эта, ее не осмыслить за один визит, — говорит директор ГМИИ Ирина Антонова, она сидит в окружении десятка специалистов, которые участвовали в создании выставки, подготовленной специально для музея. — Впервые мы показываем выставку архитектора, который стал одной из самых значимых фигур ХХ века. Несколько его работ были на выставке «Москва—Париж», но никогда в нашем музее не было подробно представлено его творчество.

Экспозицию составили из пяти разделов, которые включают все вехи развития Корбюзье — от основных этапов творчества до взаимоотношений с Россией, издательского дела, живописи, музейного наследия, дизайнерских опытов. Встречает зрителей белоснежная модель памятника Ле Корбюзье — архитектор в своих фирменных круглых очках и бабочке сидит на стуле. Этот памятник, выполненный выпускником МГАХИ им. Сурикова Тыртышниковым, появится в 2013 году на Мясницкой улице. Вход на выставку задает тон экспозиции — стеклянные асимметричные двери с подсветкой создала для проекта дизайнер Натали Криньер. Преодолев их и длинную лестницу, зритель попадает в белый зал, где его встречают живопись и скульптуры Ле Корбюзье. В них чувствуется филигранная точность, которой мастер обязан своей семье (потомственных часовщиков) и первому образованию ювелира. В уголке представлены небольшие архитектурные эскизы Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (таково настоящее имя Корбюзье). Свои первые архитектурные проекты он начал делать очень рано, в 18 лет. После завершения строительства первого проекта — жилого дома для гравера Луи Фалле — все заработанные деньги он тратит на поездку по Италии и Австро-Венгрии. В Вене он знакомится с популярным тогда архитектором Йозефом Гофманом и начинает работать в его мастерской. Ле Корбюзье набирается опыта, сменяет несколько архитектурных бюро, путешествует и, наконец, решает перебраться в Париж насовсем. Здесь он строит довольно много зданий — арсенал в Тулузе и электростанцию на реке Вьен например — и постепенно входит в художественные круги — знакомится с Браком, Пикассо, Леже. Живопись, богато представленная в ГМИИ, становится его второй профессией. Шарль-Эдуард становится одним из лидеров направления пуризм, для которого пишет манифест «После кубизма», тем самым провозглашая законы новой эстетики — созвучной эпохе машин и механизмов, лаконичности в живописи, функциональности в архитектуре.

Строитель чистого искусства

Строитель чистого искусства

Смотрите фотогалерею по теме

— Кто-то обвиняет Корбюзье в том, что он хотел стереть старую архитектуру и возвести новую. Но это не так — он ратовал за сохранение старинной архитектуры, но и настаивал на том, что новые здания должны соответствовать законам времени, прогресса, — рассказывает Ирина Антонова.

Причем универсальность и удобство он пропагандировал не только в живописи и архитектуре. В 1922-м он создал линию простой и функциональной мебели. Для нее отведено центральное пространство белого зала, разграниченного белыми асимметричными стенами. Эта мебель, кажется, мало чем отличается от ассортимента современного мебельного магазина — круглые кресла на металлических ножках, стеклянные столы, регулируемые кушетки, все простое, но очень удобное. Единственный элемент шика здесь — леопардовые шкуры, украшающие мебель. Такие были и в его парижской квартире — фотографии, отдельной галереей представленные в полутемном зале, подтверждают это. Та же лаконичность чувствуется в его архитектурных проектах, в изобилии представленных в экспозиции, — это и жилые дома, и кварталы, и капелла, и монастырь, и центр искусств в Японии. Во всех своих проектах он использовал современные и простые материалы — стекло, бетон, железо.

Особое место в обширной географии архитектора, который стал популярен в середине ХХ века в мире не меньше чем Норман Фостер сегодня, занимала Россия. Здесь он побывал трижды. Построил здание Центросоюза и спроектировал здание Дворца Советов, который предполагалось построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. Масштабный проект Корбюзье пришелся советскому режиму не ко двору — если в 20-х годах авангард приветствовался, то уже в 30-х Страна Советов взяла курс на соцреализм. Проект Корбюзье обозвали «бараком» и отвергли. А ведь у него были планы шире — проект «Лучезарный город» предполагал переосмысление центра Москвы, чуть ли не уничтожение исторического центра... О проекте он напишет целую книгу. Она представлена среди прочей обширной литературы, которую Корбюзье издал за свою жизнь.

Чтобы осмыслить и оценить масштаб таланта и личности Корбюзье, осмотреть больше 400 экспонатов, представленных в экспозиции, возможно, потребуется, как заметила Ирина Александровна, не один сеанс общения с художником в залах ГМИИ. Благо есть время — выставка открыта до середины ноября.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру