16-этажный фаллос или федеральный музей?

Москву могут оставить без своего центра Помпиду

У здания Минкультуры РФ в Малом Гнездниковском переулке выросли черно-белые таблички с надписями в защиту проекта нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который планируется построить на месте Басманного рынка. Несанкционированный пикет-выставку устроила художница Анна Желудь. Она уверена, что «это самый настоящий «распил», а проект ГЦСИ хотят закопать, чтобы деньги на его строительство в итоге достались «Гаражу». Пока Аня выставляла таблички перед Минкультуры, внутри госучреждения кипели бурные дискуссии. «МК» разбирался, как получилось, что проект, который рождался 20 лет и был одобрен Владимиром Путиным, уже получил финансирование, теперь пытаются «завернуть».

Москву могут оставить без своего центра Помпиду
Проект здания ГЦСИ на «Бауманской».

История вопроса. Двадцать лет назад в Москве появился Государственный центр современного искусства — федеральный музей, который со временем создал сеть филиалов в разных городах страны. Все эти два десятка лет директор ГЦСИ Михаил Миндлин мечтал о вместительном здании для показа национального и международного современного искусства. Проект рождался долго и мучительно. Сначала Миндлин решил усовершенствовать уже имеющиеся в распоряжении ГЦСИ здание на Зоологической и вместе с известным архитектором Михаилом Хазановым сделал проект, в соответствии с которым скромный трехэтажный дом ГЦСИ должен был вырасти на несколько этажей.

16-этажный фаллос или федеральный музей?

16-этажный фаллос или федеральный музей?

Смотрите фотогалерею по теме

Однако исследования показали, что такую стройку густонаселенный район с плотной застройкой не выдержит, а комплекс в стиле модерн совершенно не впишется в окружающую архитектуру. Потому решили подыскать новое место для строительства музея. И нашли. Около метро «Бауманская», на территории обрушившегося в 2006 году Басманного рынка. Михаилы — Миндлин и Хазанов — переделали проект под новое место. Музей вырос до 16 этажей, увеличил выставочные площади и фондохранилища и оброс социальной инфраструктурой — кафе, книжными магазинами, кинозалами, музыкальными площадками, лекционными залами... Весной этого года проект получил одобрение на высшем уровне — за него ратовал бывший министр культуры Александр Авдеев на встрече с Владимиром Путиным, и тот дал добро и даже финансирование. На разработку проекта и его реализацию выделили 5 млрд рублей. Дважды концепция была одобрена на Градостроительном совете. Казалось бы, мечты вот-вот воплотятся в жизнь. Но как бы не так!

Стоит отметить, что национальные музеи современного искусства есть почти во всех странах — во Франции это центр Помпиду, в Великобритании — «Тэйт Модерн», в США — МоМА и музей Гуггенхайма, в Австрии — Музей современного искусства Фонда Людвига. В России же музея мирового искусства ХХ—ХХI века нет. А как же «Винзавод» или «Гараж»? Они — частные учреждения: сегодня есть, а завтра владельцы могут наиграться и прикрыть их. Так что национальный музей мирового искусства, конечно, нужен. Но каким он должен быть? Этот вопрос остро и встал на общественных слушаниях, посвященных проекту.

Анна Желудь в одиночном пикете.

И вот в Минкультуры, под окнами которого в протестном пикете стоит художница с европейским именем Анна Желудь, развернулись нешуточные дебаты — быть или не быть новому ГЦСИ. Вот аргументы противников проекта. Главный его критик — Антон Белов (он возглавляет рабочую группу).

— Я вынес на обсуждение восемь пунктов, — говорит он. — Раскритиковал я проект ГЦСИ по параметрам, относящимся непосредственно к музейной деятельности: не может быть здание музея 16-этажным — хотя теперь выясняется, что оно 11-этажное. При том что потолки 3,6 метра, что невозможно в эксплуатации. «Бауманская» — не самый центр, а ведь речь о строительстве главного музея современного искусства с национальной и международной коллекцией. И нет концепции существования музея. Сейчас посещаемость ГЦСИ очень низкая — 20 тысяч человек в год. И я не понимаю, почему, например, посещение образовательной программы стоит 300 рублей, а концерта 900 — не дороговато ли?

К сожалению, у нового проекта почти не нашлось защитников, хотя все согласны, что он нужен. Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов предложил еще раз рассмотреть проект на Градостроительном совете. «Квартальная среда «Бауманской», по-моему, больше подходит для здания вроде «Стрелки» или «Винзавода», — почему-то заявил он. Это спорно, ведь все известные арт-центры как раз разместились в пространствах бывших заводов.

Глава Департамента культуры Сергей Капков заявил, что у нас и так много музеев и «строительство нового не решит проблемы современного искусства», к тому же «коллекцию ГЦСИ нужно добирать». Кстати, сейчас в ней 4000 экспонатов, и чтобы хранить все это, ГЦСИ приходится снимать помещение у бумажной типографии, а те произведения, которые настолько велики, что не проходят в проем, хранить попросту на улице. А чтобы идеи ГЦСИ реализовать, нужен «дополнительный функционал» — кто бы знал, что он имел в виду.

Острее остальных о проекте отозвался один из самых влиятельных отечественных галеристов Владимир Овчаренко, владелец галереи «Риджина», назвав здание музея «16-этажным фаллосом», и предложил вообще поставить крест на этом проекте, а построить музей на месте снесенной гостиницы «Россия».

Все-таки слова защиты были сказаны — Марина Лошак выступила за проект, отметив, что ГЦСИ уже сыграл большую роль в становлении современной культуры. А глава нижегородского ГЦСИ Анна Гор защитила коллекцию музея: «Неважно, какая коллекция, главное — как ее подать. Я только вчера вернулась из Турции, где была в Национальном музее современного искусства. У него небольшая коллекция, но она рассказывает историю государства намного лучше, чем все многотомное историческое издание».

Что думает по этому поводу одинокая художница-пикетчица?

— Такими темпами мы еще лет десять будем ждать новый музей, — печально говорит пикетирующая Анна Желудь. — Выделенные деньги «распилят»... А что нам-то делать, художникам?..

Споры спорами, но все решают деньги. Как выяснилось, бюджет проекта уже сокращен — теперь он с 5 млрд рублей упал до 4,1 млрд.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру