16-этажный фаллос или федеральный музей?

Москву могут оставить без своего центра Помпиду

У здания Минкультуры РФ в Малом Гнездниковском переулке выросли черно-белые таблички с надписями в защиту проекта нового здания Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который планируется построить на месте Басманного рынка. Несанкционированный пикет-выставку устроила художница Анна Желудь. Она уверена, что «это самый настоящий «распил», а проект ГЦСИ хотят закопать, чтобы деньги на его строительство в итоге достались «Гаражу». Пока Аня выставляла таблички перед Минкультуры, внутри госучреждения кипели бурные дискуссии. «МК» разбирался, как получилось, что проект, который рождался 20 лет и был одобрен Владимиром Путиным, уже получил финансирование, теперь пытаются «завернуть».

Москву могут оставить без своего центра Помпиду
Проект здания ГЦСИ на «Бауманской».

тестовый баннер под заглавное изображение

История вопроса. Двадцать лет назад в Москве появился Государственный центр современного искусства — федеральный музей, который со временем создал сеть филиалов в разных городах страны. Все эти два десятка лет директор ГЦСИ Михаил Миндлин мечтал о вместительном здании для показа национального и международного современного искусства. Проект рождался долго и мучительно. Сначала Миндлин решил усовершенствовать уже имеющиеся в распоряжении ГЦСИ здание на Зоологической и вместе с известным архитектором Михаилом Хазановым сделал проект, в соответствии с которым скромный трехэтажный дом ГЦСИ должен был вырасти на несколько этажей.

16-этажный фаллос или федеральный музей?

16-этажный фаллос или федеральный музей?

Смотрите фотогалерею по теме

Однако исследования показали, что такую стройку густонаселенный район с плотной застройкой не выдержит, а комплекс в стиле модерн совершенно не впишется в окружающую архитектуру. Потому решили подыскать новое место для строительства музея. И нашли. Около метро «Бауманская», на территории обрушившегося в 2006 году Басманного рынка. Михаилы — Миндлин и Хазанов — переделали проект под новое место. Музей вырос до 16 этажей, увеличил выставочные площади и фондохранилища и оброс социальной инфраструктурой — кафе, книжными магазинами, кинозалами, музыкальными площадками, лекционными залами... Весной этого года проект получил одобрение на высшем уровне — за него ратовал бывший министр культуры Александр Авдеев на встрече с Владимиром Путиным, и тот дал добро и даже финансирование. На разработку проекта и его реализацию выделили 5 млрд рублей. Дважды концепция была одобрена на Градостроительном совете. Казалось бы, мечты вот-вот воплотятся в жизнь. Но как бы не так!

Стоит отметить, что национальные музеи современного искусства есть почти во всех странах — во Франции это центр Помпиду, в Великобритании — «Тэйт Модерн», в США — МоМА и музей Гуггенхайма, в Австрии — Музей современного искусства Фонда Людвига. В России же музея мирового искусства ХХ—ХХI века нет. А как же «Винзавод» или «Гараж»? Они — частные учреждения: сегодня есть, а завтра владельцы могут наиграться и прикрыть их. Так что национальный музей мирового искусства, конечно, нужен. Но каким он должен быть? Этот вопрос остро и встал на общественных слушаниях, посвященных проекту.

Анна Желудь в одиночном пикете.

И вот в Минкультуры, под окнами которого в протестном пикете стоит художница с европейским именем Анна Желудь, развернулись нешуточные дебаты — быть или не быть новому ГЦСИ. Вот аргументы противников проекта. Главный его критик — Антон Белов (он возглавляет рабочую группу).

— Я вынес на обсуждение восемь пунктов, — говорит он. — Раскритиковал я проект ГЦСИ по параметрам, относящимся непосредственно к музейной деятельности: не может быть здание музея 16-этажным — хотя теперь выясняется, что оно 11-этажное. При том что потолки 3,6 метра, что невозможно в эксплуатации. «Бауманская» — не самый центр, а ведь речь о строительстве главного музея современного искусства с национальной и международной коллекцией. И нет концепции существования музея. Сейчас посещаемость ГЦСИ очень низкая — 20 тысяч человек в год. И я не понимаю, почему, например, посещение образовательной программы стоит 300 рублей, а концерта 900 — не дороговато ли?

К сожалению, у нового проекта почти не нашлось защитников, хотя все согласны, что он нужен. Так, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов предложил еще раз рассмотреть проект на Градостроительном совете. «Квартальная среда «Бауманской», по-моему, больше подходит для здания вроде «Стрелки» или «Винзавода», — почему-то заявил он. Это спорно, ведь все известные арт-центры как раз разместились в пространствах бывших заводов.

Глава Департамента культуры Сергей Капков заявил, что у нас и так много музеев и «строительство нового не решит проблемы современного искусства», к тому же «коллекцию ГЦСИ нужно добирать». Кстати, сейчас в ней 4000 экспонатов, и чтобы хранить все это, ГЦСИ приходится снимать помещение у бумажной типографии, а те произведения, которые настолько велики, что не проходят в проем, хранить попросту на улице. А чтобы идеи ГЦСИ реализовать, нужен «дополнительный функционал» — кто бы знал, что он имел в виду.

Острее остальных о проекте отозвался один из самых влиятельных отечественных галеристов Владимир Овчаренко, владелец галереи «Риджина», назвав здание музея «16-этажным фаллосом», и предложил вообще поставить крест на этом проекте, а построить музей на месте снесенной гостиницы «Россия».

Все-таки слова защиты были сказаны — Марина Лошак выступила за проект, отметив, что ГЦСИ уже сыграл большую роль в становлении современной культуры. А глава нижегородского ГЦСИ Анна Гор защитила коллекцию музея: «Неважно, какая коллекция, главное — как ее подать. Я только вчера вернулась из Турции, где была в Национальном музее современного искусства. У него небольшая коллекция, но она рассказывает историю государства намного лучше, чем все многотомное историческое издание».

Что думает по этому поводу одинокая художница-пикетчица?

— Такими темпами мы еще лет десять будем ждать новый музей, — печально говорит пикетирующая Анна Желудь. — Выделенные деньги «распилят»... А что нам-то делать, художникам?..

Споры спорами, но все решают деньги. Как выяснилось, бюджет проекта уже сокращен — теперь он с 5 млрд рублей упал до 4,1 млрд.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру