«Золотой век» Англии занял Московский Кремль

Впервые в России представили уникальные предметы Тюдоров и Стюартов

Впервые в России представили уникальные предметы Тюдоров и Стюартов

В 1649 году пала могущественная династия английских монархов. Спустя всего несколько месяцев после революции и казни Карла I все королевское имущество по решению парламента продали с аукциона. Потому, объясняют музейщики, сегодня не так просто найти даже в крупнейших музеях предметы «золотого века» английского двора, особенно ювелирные украшения. Но музеи Кремля давно установили партнерские отношения с британскими коллегами, особенно из Музея Виктории и Альберта, так что теперь в сердце столицы впервые оказались уникальные свидетельства величия той эпохи.

— Династия Тюдоров и Стюартов использовала искусство для репрезентации своей власти, возвеличивания образа монархов, что способствовало развитию элитарной культуры, которую теперь мы можем видеть на выставке. Это время, когда впервые государя начинают узнавать в лицо. Генрих VIII первый начинает заниматься визуальной пропагандой. Но Елизавета I в этом смысле его сильно превзойдет, — рассказывает куратор выставки Ольга Дмитриева.

В Одностопной палате зрителей встречают внушительные доспехи Генриха VIII — их для российской выставки предоставила из своей личной коллекции Елизавета II. Судя по ним, рост короля был почти 1,9 метра, а объем талии — 132 см. В этих доспехах, сделанных для Генриха около 1540 года, он, конечно, не воевал — тогда ему оставалось лишь несколько лет жизни, он страдал избыточным весом, ноги его были покрыты язвами (давали знать о себе последствия многочисленных сексуальных связей). Доспехи Генрих VIII мог надевать во время пьес-«масок», который ввел еще его отец Генрих VII. Спектакли, написанные на сюжеты, заимствованные из античной мифологии или рыцарских романов, обычно имели политический подтекст и заканчивались прославлением короля и «счастливых островов». Представления имели цель укрепить славу и величие монарха. Второй монарх из династии Тюдоров больше известен невероятным для христианина количеством браков (жен у него было шесть, из них двух он казнил по обвинению в измене, с двумя развелся), что привело к отделению Англиканской церкви от Римской католической. Но именно при Генрихе VIII в Англию приходит Ренессанс, начинается «золотой век».

Впервые в России представили уникальные предметы Тюдоров и Стюартов

Впервые в России представили уникальные предметы Тюдоров и Стюартов

Смотрите фотогалерею по теме

Пик величия английского пришелся на правление последний королевы из династии Тюдоров Елизаветы I. Ее огромный портрет, написанный для показа потенциальным женихам, — в центре экспозиции Успенской звонницы. Причем портрет создан, когда Елизавете было уже за 30, однако автор специально пишет ее свежей и юной. Елизавета долго будет ходить в невестах, а парламент многие годы будет ее уговаривать на политически выгодную партию. Она отказала всем, утверждая, что замужем за Англией. Последний претендент на руку королевы, брат французского короля герцог Алансонский, был младше Елизаветы I на 20 лет. В историю Елизавета I вошла как «королева-девственница», хотя это скорее образное выражение, чем констатация факта, — в экспозиции представлен ряд портретов ее фаворитов. Им королева нередко дарила драгоценности, которых у Елизаветы, возможно, было больше, чем платьев (а нарядов в монаршем гардеробе, как свидетельствует опись 1640 года, было 1200).

— Вот очень любопытная брошь «Елизавета с ситцем», — хранитель Елена Михайлова указывает на небольшое черное изображение королевы на белом фоне в золотой оправе. — Она отсылает к мифу об античной весталке, которая вместе с водой, которую она несла в сите, расплескала и свою девственность. Эта вещь уникальна еще и технологией мастера, сделавшего ее, — чтобы черный цвет был насыщенным, элементы украшения варили в меду.

Завершает картину «золотого века» строгий потрет Карла I — монарх в черном одеянии, только роскошный воротник и звезда ордена Подвязки выдают в нем царствующую особу. Король специально обговаривал с автором портрета, знаменитым художником Ван Дейком, все детали картины. Но уже тогда понимал: время роскоши закончилось, теперь нужны новые методы удержания власти. Но Карл I не смог справиться с революционной волной, смывшей английский «золотой век». Стюарт был публично казнен. Пусть монархия в Англии и была восстановлена спустя несколько десятилетий, после смерти Кромвеля, но это уже была другая монархия, другое время, другая эпоха.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру