«Хоббит»: начало большого путешествия

Фэнтези Питера Джексона как лучший повод пережить конец света

«Хоббит. Нежданное путешествие» — первая часть новой трилогии Питера Джексона, автора знаменитой экранизации толкиеновского «Властелина колец», принесшей режиссеру суммарно около двадцати премий «Оскар». И судя по стремительно растущим кассовым сборам, у «Хоббита» есть все шансы повторить судьбу «Властелина».

Фэнтези Питера Джексона как лучший повод пережить конец света
Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие" П.Джексона/New Line Cinema/Metro-Goldwyn-Mayer/WingNut Films

Джон Рональд Руэл Толкиен, английский писатель, оксфордский профессор англосаксонского языка, друг Льюиса Кэролла и командор Ордена Британской империи (получивший его сорок лет назад лично из рук Елизаветы II — тогда еще совсем молодой, 45-летней королевы). Отец жанра фэнтези, автор повести «Хоббит, или Туда и обратно», трилогии «Властелин колец» и по совместительству (правда, увы, уже посмертно) — соавтор сценариев одноименных фильмов.

Питер Джексон — новозеландский маг и волшебник, режиссер, через десять лет после смерти Толкиена на собственную стипендию снявший свой первый фильм — отвязный боевик про вторжение инопланетян (бюджет три тысячи долларов, много крови и черного юмора, актеры, включая самого Джексона, играют сразу несколько ролей). Достойный преемник Толкиена, кажется, еще до рождения застолбивший себе место в истории кино.

Джексон на заре карьеры умел сделать из реальной истории — фантастическую (основанная на реальных событиях драма «Небесные сознания» о двух подружках, решившихся на убийство матери одной из них). А из собственного воображения — фантазию, не отличимую от правды (мокьюментери «Забытое серебро» — рассказ о новозеландце Колине Маккензи, придумавшем цветное и звуковое кино, которого на самом деле не существовало). «Хоббит. Нежданное путешествие» ведет зрителя той же тонкой извилистой тропой между реальностью и вымыслом. Только путь на этот раз лежит через величественное Средиземье. В компании стойкого, как оловянный солдатик, и доброго, как кот Леопольд, хоббита, мудрого серого волшебника и чертовой дюжины бесстрашных гномов.

«Хоббит» вряд ли может удивить сюжетом, поклонниками Толкиена давно уже выученным более-менее наизусть. Эффект новизны заменяет радость узнавания. Каждого героя трилогии «Властелин колец», экранизированной Джексоном десять с лишним лет назад, получившего в «Хоббите» по обязательной эпизодической роли (кроме Гэндальфа, по-прежнему одного из ключевых персонажей фильма) зрители в зале на московской премьере встречали дружными аплодисментами. Словно заново собравшийся золотой состав любимой рок-группы. Но и новые герои не отстают. Чего только стоит блистательный перформанс английского комика Мартина Фримена («Шерлок», «Типа крутые легавые», «Офис») в роли Бильбо Бэггинса.

Если своим фильмом Джексон и сделал революцию, то только техническую (впрочем, из России масштаб технических достижений Джексона оценить будет трудно: так, например, вместо задуманных режиссером 48 кадров в секунду наши зрители увидят стандартные 24).

Наверное, нужно один раз увидеть своими глазами Оксфорд — заставший во времени город, среди острых готических шпилей колледжей которого затерялся любимый паб Толкиена Child&Eagle («Дитя и орел»; название, отсылающее к одной из ключевых сцен первой части «Хоббита»), чтобы понять, как в голове одного английского профессора могла родиться эта история. Нужно заблудиться в бескрайних новозеландских лесах, чтобы представить, как она могла выглядеть на самом деле.

«Хоббит» — большое, старомодное, в чем-то даже неуклюжее, где-то слишком морализаторское, где-то — бесконечно точное и трогательно в деталях фэнтези. Настареющая сказка о добре и зле. В которой один маленький хоббит оставил родной дом, чтобы помочь другим — в общем, совсем незнакомым ему гномам — вернуть свой собственный.

В отличие от Толкиена, написавшего «Хоббита» перед «Властелином колец», нам хорошо известно, чем обернется для Средиземья этот героический поход. А вот желание в деталях рассмотреть, как начиналось это грандиозное путешествие, по-моему, — лучшая мотивация пережить конец света (фильм с таким названием с Бильбо-Фрименом оптимистично запланирован на 2013 год).

Ведь у Питера Джексона в запасе еще две заключительные части новой трилогии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру