— Многие годы я хранила фотографии отца. А однажды на фотовыставке в Манеже увидела снимки, напоминающие его стиль. Смотрю, женщина поправляет фотографии, спрашиваю, а знаете ли вы Михаила Прехнера, а она мне: конечно, знаю! — дочь Прехнера Наталья Хренова до сих пор с волнением вспоминает историю знакомства с внучкой советского фотографа Аркадия Шайхета Марией.
Та встреча 14 лет назад изменила ее жизнь и стала первым шагом на пути возрождения памяти о фотографе, который имел все шансы стать классиком, но не успел. С помощью Марии Шайхет, директора галереи «ФотоСоюз», разобрали архив Прехнера и пять лет назад представили его выставку — первую с тех пор, как он погиб. Теперь в Мультимедиа Арт Музее открывается второй большой вернисаж Михаила Прехнера. В экспозиции — 150 фотографий, из них 15 оригиналов, остальные сделаны с негативов. Это только малая часть наследия Прехнера, но уже она дает понять то особенное, легкое настроение, с которым Прехнер делал каждый кадр.
Улицы, заводы, пашни, стадионы, школы, люди — в объективе Прехнера типичные темы молодого советского искусства. Смещенный ракурс и документальность — вполне в духе модерниста-первопроходца Александра Родченко, с которым, кстати, Прехнер успел поработать. Кажется, вместе с героями его репортажей мы катаемся на велосипедах по пустынным столичным улицам летом и на скорости мчимся на санках зимой. Гуляем по бескрайним полям с пастухом и следим, как силуэт тройки удаляется за горизонтом. Наблюдаем за Иосифом Сталиным, неспешно закуривающим трубку... Удивительно, но даже самые стандартные коммунистическое сюжеты у Прехнера получаются искренними и живыми. С какой-то особой заботой он снимает улыбчивых колхозниц, портних и пловчих — и их портреты не кажутся пропагандой труда и здоровья. Фокус на конкретном человеке, его глазах, улыбке, эмоциях, которые он испытает в тот самый момент, который ловит фотограф.
После войны фотографии модерниста и конструктивиста Михаила Прехнера были забыты — их невозможно было представить в одном ряду с соцреализмом, возобладавшем как в живописи, так и в фотографии. К сожалению, забыты надолго, к счастью, не навсегда.
«Ретроспектива» Михаила Прехнера в МАММ организована при поддержке Renault.