Забытый романтик эпохи модерна

В Мультимедиа Арт Музее вспомнили прерванный полет фотографа Михаила Прехнера

Михаил Прехнер впервые взял в руки фотоаппарат подростком. И с тех пор не расставался с камерой до последнего дня своей короткой, но яркой жизни. Его лиричные фотографии, лишенные героического пафоса, в 1930-х публиковали ведущие газеты и журналы. Старшие коллеги прочили ему большое будущее, но началась война... Отступление советских войск из Таллина 30-летний Миша Прехнер «снимал до последнего кадра, как стреляет солдат до последнего патрона», вспоминал потом последние минуты жизни фотографа его коллега Владимир Рудный. Спустя десятилетия забвения наследие романтика эпохи модернизма вновь увидела широкая публика — в Мультимедиа Арт Музее открылась ретроспектива Михаила Прехнера.

В Мультимедиа Арт Музее вспомнили прерванный полет фотографа Михаила Прехнера

— Многие годы я хранила фотографии отца. А однажды на фотовыставке в Манеже увидела снимки, напоминающие его стиль. Смотрю, женщина поправляет фотографии, спрашиваю, а знаете ли вы Михаила Прехнера, а она мне: конечно, знаю! — дочь Прехнера Наталья Хренова до сих пор с волнением вспоминает историю знакомства с внучкой советского фотографа Аркадия Шайхета Марией.

Та встреча 14 лет назад изменила ее жизнь и стала первым шагом на пути возрождения памяти о фотографе, который имел все шансы стать классиком, но не успел. С помощью Марии Шайхет, директора галереи «ФотоСоюз», разобрали архив Прехнера и пять лет назад представили его выставку — первую с тех пор, как он погиб. Теперь в Мультимедиа Арт Музее открывается второй большой вернисаж Михаила Прехнера. В экспозиции — 150 фотографий, из них 15 оригиналов, остальные сделаны с негативов. Это только малая часть наследия Прехнера, но уже она дает понять то особенное, легкое настроение, с которым Прехнер делал каждый кадр.

Улицы, заводы, пашни, стадионы, школы, люди — в объективе Прехнера типичные темы молодого советского искусства. Смещенный ракурс и документальность — вполне в духе модерниста-первопроходца Александра Родченко, с которым, кстати, Прехнер успел поработать. Кажется, вместе с героями его репортажей мы катаемся на велосипедах по пустынным столичным улицам летом и на скорости мчимся на санках зимой. Гуляем по бескрайним полям с пастухом и следим, как силуэт тройки удаляется за горизонтом. Наблюдаем за Иосифом Сталиным, неспешно закуривающим трубку... Удивительно, но даже самые стандартные коммунистическое сюжеты у Прехнера получаются искренними и живыми. С какой-то особой заботой он снимает улыбчивых колхозниц, портних и пловчих — и их портреты не кажутся пропагандой труда и здоровья. Фокус на конкретном человеке, его глазах, улыбке, эмоциях, которые он испытает в тот самый момент, который ловит фотограф.

Забытый романтик эпохи модерна

Забытый романтик эпохи модерна

Смотрите фотогалерею по теме

После войны фотографии модерниста и конструктивиста Михаила Прехнера были забыты — их невозможно было представить в одном ряду с соцреализмом, возобладавшем как в живописи, так и в фотографии. К сожалению, забыты надолго, к счастью, не навсегда.

«Ретроспектива» Михаила Прехнера в МАММ организована при поддержке Renault.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру