Итальянцы рассказали, как они строили Россию

Комментарий историка: «Русскую архитектуру необходимо считать частью европейской»

В четверг, 28 марта 2013 года, состоялась презентация книги «Италия-Россия: тысяча лет архитектуры», подготовленной посольством Италии. Историю создания этого труда можно назвать политической: в книге — предисловие президента Италии Джорджо Наполитано, изданию покровительствовали посол Италии в России Антони Дзанарди Ланди и его супруга, а авторский коллектив включает в себя и итальянских, и российских исследователей. Во время презентации авторы и представители посольства ответили на вопросы журналистов.

Комментарий историка: «Русскую архитектуру необходимо считать частью европейской»

Еще исследователь итальянского искусства Павел Муратов в самом начале ХХ века замечал, что Италия — это часть душевной жизни русского человека. Культурные связи России и Италии зародились очень давно – они насчитывают уже несколько сотен лет. Еще в XII веке прибывшие из Ломбардии мастера строят Владимирские соборы, которые один из авторов книги — вице-президент Российской академии художеств Дмитрий ШВИДКОВСКИЙ, — сравнивает с с церквями Сан Микеле в Павиа или с Дуомо в Модене. Позднее, в XV веке итальянские зодчие (болонец Аристотель Фиораванти, миланец Петр Антонио Солярио, и др.) были приглашены для строительства Московского Кремля, а тремя столетиями позже другие известные архитекторы (Доминико Трезини, Бартоломео Расстрелли и Карл Росси) создали весь комплекс главных зданий Санкт-Петербурга в стиле барокко.

В ответ на подобное культурное вложение, начиная с XVIII века многие россияне избирают целью своих путешествий именно Италию: визит туда считает обязательным для получения образования, достойного дворянина. Очевидно, это сотрудничество помогло сделать так, что итальянские инновации, вкус и техника итальянских архитекторов влились в уже и без того богатую русскую культуру, удачно дополнив её. Благодаря такому успешному сочетанию родились шедевры истории архитектуры, которые еще не так известны широкой публике.

Тот факт, что настолько разные в географическом, политическом и религиозном аспекте государства обнаруживают столь сильную духовную близость, сперва может вызвать недоумение и непонимание. Однако, если присмотреться внимательнее и вспомнить историю обеих стран, можно понять, что различия не так уж сильны – это всего лишь мираж. Ведь на пути исторического развития России и Италии было немало общих вех: обе эти страны оказывались раздробленными на мелкие независимые государства (разница лишь в том, что Россия объединилась в XVI веке, а Италия – только в середине XIX века), в обеих странах весьма силен религиозный фактор – патриаршество на Руси и папство (влияние Ватикана) в Италии. Обе страны прошли через пекло авторитарных режимов в середине XX века – власть Муссолини в Италии и Сталина в России, обе перенесли все ужасы Первой и Второй Мировых войн.

Но главное, как отмечает искусствовед Андрей БАТАЛОВ — в том, что наши страны изначально являлись двумя наследницами Римской империи. Но если Москва наследует за «вторым Римом», Византией — откуда и пошло популярное в русском средневековье суждение о том, что «Москва — Третий Рим, а Четвертому не бывать», то Италия — прямая наследница Рима первого, и мысли об этом также были популярны в начале эпохи Возрождения. Таким образом, в русской архитектуре, которую создавали представители двух этих народов, органично сочетаются и романика, и византийское наследие. Это и создает её индивидуальность.

Посол Италии Антонио Дзанарди Ланди выражает надежду, что тысячей лет архитектурное сотрудничество наших стран не ограничится — возможно, итальянцы в будущем будут привлечены к возведению крупных общественных зданий, например, вокзалов, «а итальянский след, заметный в облике многих городов Российской Федерации, станет еще ярче».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру