В Пушкинском музее открылась выставка Тициана

«Живая красота» Возрождения перенеслась в Москву

Великий мастер Возрождения, чье имя стоит в одном ряду с Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем, в Москве. В Пушкинском музее 27 июня открывается выставка Тициана Вечеллио: 11 шедевров художника прибыли из 10 музейных собраний восьми городов Италии. Правда, московская выставка не так велика, как та, что недавно демонстрировалась в самой престижной галерее Рима Scuderie del Quirinale, расположенной по соседству с дворцом президента Италии: там было представлено 39 работ. В ГМИИ публика увидит только избранные шедевры из экспозиции, показанной в Scuderie del Quirinale.

«Живая красота» Возрождения перенеслась в Москву

Когда только заходишь в полутемный зал, где представлены шедевры Тициана (в нем же, кстати, демонстрировалась выставка Караваджо), взгляд приковывает «Флора». Картина, изображающая нимфу, которой, по легенде, овладел бог Зефир и превратил ее в соблазнительницу, считается первым образцом «тициановской» красоты. Перед нами прекрасная дива — она задумчиво смотрит в сторону, ее губы едва трогает таинственная улыбка, а в руке она держит букетик цветов (в римской мифологии Флора — покровительница растительности, цветения и весны). Румянец на щеках оттеняет ее загадочные карие глаза и подчеркивает молочную белизну шеи.

— Каждая эпоха и нация создает свой идеал красоты, — рассказывает куратор выставки с российской стороны, ведущий сотрудник музея Виктория Маркова. — Когда мы говорим об эпохе Возрождения, то имеем дело с несколькими идеалами: да Винчи воплотил его в «Джоконде», Рафаэль — в «Доне Велате», он создал возвышенный абсолютный идеал женской красоты, поднял своих героинь над повседневной жизнью, его принципы легли в основу нового языка европейской живописи. Тициан, который работал еще больше полувека после смерти Санти, тоже создал свой тип красоты — он тоже просуществовал века. Его красота живая, приближенная к реальности. Когда мы смотрим на тициановских красавиц, то верим, что они именно такими и были.

«Живая красота» Возрождения в Пушкинском музее

«Живая красота» Возрождения в Пушкинском музее

Смотрите фотогалерею по теме

Кстати, «тициановскую красоту» отличает еще одна любопытная деталь — цвет волос его героинь, оттенка янтарного меда. Именно такие светло-каштановые локоны спадают на плечи «Флоры», такие кудри вьются на голове его «Данаи под золотым дождем», медом отливает и изысканная прическа его «Красавицы» (La Bella). По поводу последней до сих пор идет спор между искусствоведами — изображена ли на картине реальная женщина, возлюбленная Тициана, или это вымышленный образ. Так или иначе, «Красавица», приехавшая в Москву из Палаццо Питти, не менее прекрасна, чем «Флора» (из галереи «Уффици») или «Даная» (из Национальной галереи Каподимонта, Неаполь). Тем более что незадолго до римского вернисажа над этими шедеврами поработали реставраторы, так что теперь картины выглядят так, будто Тициан закончил их пару недель назад.

Кроме прекрасных тициановских красавиц на выставке представлено несколько мужских портретов и картин на религиозные сюжеты. В их числе «Мадонна с младенцем» (из Бергамо, Пинакотека Академия Каррара), «Распятие» (из Анкона, церковь Сан Доменико) и «Благовещение» (из Венеции, церковь Сан Сальвадор). Последние из перечисленных полотен поражают своим масштабом и светом. Их написал уже зрелый Тициан, не тот талантливый юнец, который следовал за своими учителями, блестящими венецианскими живописцами Джовани Беллини и Джорджоне, а признанный мастер, свободный от чьего-либо влияния, потрясающий колорист, уже к тому времени создавший новый тип портрета — психологический.

— Если в ранних произведениях Тициана мы видим его тягу к ярким сочным цветам — красному, синему, зеленому, — то позже его гамма становится другой. В зрелые годы он пишет в основном тремя цветами — белым, красным и темным. Но ограниченность гаммы с лихвой компенсирует свобода кисти, — говорит Виктория Маркова.

Выставка Тициана продлится до конца сентября и станет предварением перекрестного Года туризма Италия—Россия, который стартует как раз в начале осени.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26265 от 27 июня 2013

Заголовок в газете: «Живая красота» возрождения перенеслась в Москву

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру