Пингвины и астронавты в одной «Вернадке»

Эдгард Запашный – о фестивале: «Считайте, что «Идол» – это идеал!»

С приходом Запашных на «Вернадку» и Халиловой на Росгосцирк манежное искусство неожиданно для всех ожило, расправило крылья. Они пресекли качение по инерции в тартарары. И сегодня их совместными усилиями запускается всемирный фестиваль циркового искусства «Идол», обещающий стать ежегодным (кстати, наш главный редактор Павел Гусев – в специальном масс-медиа жюри). Накануне «МК» пробежался по цирковому закули… заманежью «Вернадки», все тайны которого – в этом репортаже.

Эдгард Запашный – о фестивале: «Считайте, что «Идол» – это идеал!»

тестовый баннер под заглавное изображение

«Вернадка» (Большой московский цирк) при Запашных обрела лоск, стиль, выправку. Да, впереди еще всяческие ремонты (расширение фойе, декор купола, замена движков под манежем), но уже читается главное – молодой задор, наличие необычной режиссуры, уважение к публике… а то есть, пардон, иные директора, которые рассуждают так: «в Москве 8 миллионов зрителей, а по сему я могу лежать на печке, не париться, гонять одну программу взад-вперед, всё равно каждый раз народ приходит новый». Убийственный аргумент, которым те же Запашные никогда руководствоваться не будут. Ибо поднимают свое искусство на очень солидный уровень. И в этом свете очень странно, что на последний Совет по культуре при Президенте РФ опять не был приглашен ни один деятель цирка (аудитория жанра, на минуточку, свыше 10 миллионов россиян в год)...

Белые души жонглерской Преисподней

Двенадцать дня; на «Вернадке» переполох: Эдгард проводит собрание за собранием, только прибывшая китайская делегация осматривает гримерки, на главной арене с суматранскими тиграми «разминается» наша цирковая легенда – специальный гость форума Николай Павленко, которому 21 ноября исполнится 70 лет… короче, дым коромыслом. Все смешалось – люди, кони (пардон, тигры, сивучи, пингвины), чьи-то дети, инспектора манежа, переводчики. Еще бы – в одно время в одном месте столкнулись все звезды из Канады, Ганы, Венгрии, Китая, Германии, Франции, Японии, Испании, Эфиопии, Штатов.

Меня едва не выталкивают на тренировочный манеж, – а там – бац, на странном аппарате в форме цветка с лепестками изо льда стоит себе в наушниках жонглер, кидая мячики попарно… Знакомьтесь – Денис Чиндяскин, 25 лет, уроженец Самары; шесть золотых и серебряных призов на различных смотрах. Учится в ГИТИСе на режиссерском.

– Слушай, Денис, – терзаю его в момент передышки, – а что такого интересного, прогрессивного можно создать в твоем жанре?

– Новаторства здесь немного, почти – если не всё – уже придумано. Тем не менее, я нашел свой прием – вот эти самые четыре плоскости, стоящие под углом в 45 градусов: мяч попадает в одну, отскакивает к другой и возвращается ко мне (электронный пьедестал придуман в соавторстве с режиссером Александром Майоренко).

…Номер называется «Мефисто»: Денис выступает в образе падшего ангела, свергнутого с небес и закинутого в царство льда; учится побеждать стихию, беря в руки белые мячики – человеческие души (профессиональные мячи, кстати, сделаны из силикона, не каучука; Чиндяскин предпочитает американские мягкие с особой степенью отскока).

Денис уверен, что каждый жонглер должен найти своё лицо: «Надо репетировать… часами-сутками-месяцами и тогда обязательно что-то придет; надо долбать, долбать и долбать». Выясняется вдруг, что жонглирование – самый неблагодарный жанр.

– Почему? – Вопрошает Денис. – Сколько бы вы не жонглировали, сколько б не тратили на это часов, – у вас всё равно будет падение мяча. И главное превосходство артиста – обыграть эти косяки. То есть на каждое падение должна быть – как мы называем – отыгровка. Этим и определяется твой профессионализм.

– Нет, серьезно? Хоть по десять часов тратишь, а все равно мячи падают?

– Конечно. То из-за кулис холодом потянет, то настроение изменилось, мысли в голову ударили… надо всё это убирать, блокировать. Но до автоматизма всё равно не доведешь. Человек – не робот.

…Единственное спасение, чтоб быть уверенным в трюке на 95% – каждодневные многочасовые тренировки. Да-да, по 4-5 часов в сутки без выходных (а когда, будучи студентом, только набираешь трюковую часть – занимаешь по 16 часов, приходя в манеж в пять утра). Не поддержишь моторику – потеряешь жанр.

– А ты легко можешь перестроить себя для группового номера с булавами?

– Да, понимаешь, если хочешь добиться серьезных высот – надо следовать по своей узкой дорожке и не распыляться. Не надо пробовать себя везде – «фигаро здесь, фигаро там», – так не выстрелишь. Ну и режиссер должен грамотно вытаскивать из тебя именно твое нутро, не блокируя твои желания в угоду своему замыслу.

…Мимо нас вдруг, крадучись, проходит парень с ярко-красными волосами, терзая на веревке три алых катушки диаболо. Для непосвященных справка: диаболо – это такие ролики для подбрасывания на веревке (а веревка крепится меж двух палок) в форме полых песочных часов. Ба, да это ж Арата Урава – настоящий самурай японской жонглерской школы.

– Задумка номера очень простая, – говорит артист «МК», – я облачаюсь в черный костюм с красными огненными иероглифами и кидаю диаболо так, будто изображаю японскую анимацию – космос, невероятные баталии, в общем, научную фантастику.

– Может, вы и есть ученый по первой специальности?

– Ну, во-первых, отмечу, что в Японии увлечение диаболо больше относится к спортивной культуре, нежели к цирковой (впервые за цирк я выступил совсем недавно на испанском фестивале в городе Фигерас). Что до специальности – учусь в колледже на дизайнера.

– И с чем, в итоге, свяжете свою жизнь?

– Хочу через год поступить в цирковую школу в Канаде, для этого придется освоить все жанры – и акробатику, и эквилибристику. Чем сейчас и занимаюсь.

«Не надо очеловечивать тигров!»

…Что это? По манежу как гномики побежали веселой стайкой пингвинята и с ними их «мама» Наталья Майхровская (и её напарник Салих Гаязов): наследственный номер называется просто – «театр морских животных».

– Теперь у нас новый реквизит (прыжки по айсбергам), – рассказывает Наташа, – хотя понятно, что нельзя научить пингвинов крутить сальто-мортале. Впрочем, нигде в мире на манеж не выходят в одном номере сивучи, морские львы, пингвины и морж (есть еще и пеликаны, но те в Нижнем Тагиле сидят).

– Так чем пингвины в первую очередь удивляют?

– Врать не будем, – вступает в беседу Салих Гаязов, – пингвины, прежде всего, умиляют своим видом. И это почти всё.

– Они просто общаются с нами, играют, импровизируют, – продолжает Майхровская, – одно то, что с ними есть контакт, что они выходят и участвуют в номере – уже достижение. Никогда не знаешь вперед КАК они себя поведут.

Пингвины поддаются дрессуре, но мелкой, совсем не такой как морской лев или морж; сказывается скромное наличие интеллекта. Но они вполне себе идентифицируют «хозяина», чувствуя его пластику. А пройдет посторонний – вмиг перепугаются.

…Был такой случай в Кремлевском дворце: там же огромное пространство за сценой, и Майхровская спокойненько репетировала себе номер. Вдруг из-за кулис выбежали девушки, облаченные в костюмы-крылья, которыми они махали во все стороны. Один взмах, Наталья поворачивает голову – ни одного её пингвина на площадке нет! Вообще! Волосы дыбом, испарина, куда могли деваться? Благо ребята из цирка прибежали – нашли потихоньку кого где…

– Причем, струсив, они бросились врассыпную с бешеной скоростью, которую от них никак не ожидаешь! Пух – и нету! Принимают «горбатую» позу, лапами отталкиваются…

Собрали. Посчитали – восемь. Где девятый? Начали открывать в зале запасники: щель есть – пингвин мог провалиться. В одном месте глянули, в другом, у Натальи состояние близкое к истерике. Ларчик, однако ж, просто открылся. У пингвинов есть небольшая корзинка (в ней они на работу ездят), – так девятый забрался в малюсенькую дырочку под днищем, сидит, на всех испуганно глядит…

– Многие, кстати, спрашивают – а что это у вас пингвины такие маленькие? – Говорит Салих Гаязов. – Да вот ровно потому, что большие (королевские) пингвины живут в природе при сильных минусовых температурах, охраняющих их от бактерий. Иммунитет-то у них очень слабый. Поэтому и работаем с очковыми, обитающими в Южной Африке, и рожденными в неволе (один, например, в Московском зоопарке, а двое – в Сочи, на Мацесте).

– Короче, дрессировать птицу – вещь проблемная.

– Очень. Порой, сами задаем себе вопрос – зачем? Всего полторы-две минуты нахождения в манеже, и такие безумные сложности: пингвины-то стрессам подвержены, а стресс – это моментальное падение иммунитета, тут же просыпаются возбудители грибковых инфекций… поэтому пингвинов надо держать в постоянном позитиве, в приподнятом настроении!

…А вот и святая святых – новые вольеры для хищников в Цирке на проспекте Вернадского: по большому блату нас пускают за железную дверь прямо к клеткам с тиграми, но клетки пусты – усатые-полосатые сидят себе все вместе на одной большой площадке, покрытой опилками, – это всё нововведения братьев Запашных (до этого здесь было заброшенное техническое помещение). И пусть кто-то скажет, что на «Вернадке» мучают животных.

– Вот тут мои и живут; мы им не нужны. Наше дело – чтоб в вольере было чисто, чтоб накормлены тигры были правильно, – это говорит стоящий рядом со мной замечательный дрессировщик Николай Павленко. Одна тигрица на переднем плане истово лижет ухо второй…

– Какая любовь между ними!

– Любовь? Запомните: хищники есть хищники, – комментирует мэтр, – сейчас лижутся, а через минуту вцепятся друг в друга когтями.

Несмотря на 70-летний юбилей, Павленко не собирается покидать манеж, однако, признается, что новых тигров брать не станет – доведет, что называется, тех, кто уже имеется (а уже имеются два «старика» по 13 лет, остальные десять – молодежь года по четыре-пять).

– Николай Карпович, растет ли среди молодых дрессировщиков достойная смена?

– Сложный вопрос. Я не вижу чего-то выдающегося… Прервалась связь времен: молодые ни у кого не учились, не ходили, скажем, ко мне, к Багдасаровым, к Запашным; они всё познавали сами, и ровно по этой причине продолжают изобретать велосипед, абсолютно не продвинувшись дальше нас.

…Впрочем, есть и объективные причины: глобализация хищников случилась куда раньше глобализации людей. В неволе разводят, порою, близких родственников, что приводит к вырождению животных – психика нарушена, странный внешний вид… а из природы взять тигра нельзя.

– Да он и не нужен мне из природы, – вступает Павленко, – зачем ее грабить и гробить? Только племенная книга дает разрешение на разведение тигров, потому что может быть переизбыток одной и той же крови… в этом смысле, самые сложные особи – белые тигры (или белые львы): они все родственники, и все дебильные. Да, это эффектно для тех, кто белых хищников прежде не видел, но, по большому счету, белые животные – ослабленные…

Павленко уверен, что дрессура – это работа не с силой животного, а с его нервной системой. Дрессура – выработка условных рефлексов; мэтр категорически против антропоморфизма – очеловечивания тигров, хотя аналогию с учителем в школе провести можно: если ученик не понял решения задачки, надо изобрести доступный для него язык… а заставлять бессмысленно!

– Кнуты, палки – это всё атрибутика, абсолютно не главная в профессии. Надо понимать их нутро… Вот они в вольере сидят, как видите, терпят друг друга. Но почему ж на манеже они видят друг в друге врагов, и всё у них идет на нервах? Животное есть животное. Оно должно быть полноценным – то есть агрессивным, и это нормально.

Ставка на предельную объективность

…Час дня. Перехватываю директора «Вернадки» Эдгарда Запашного, который в эту минуту нужен буквально каждому в цирке.

– Во-первых, все задаются вопросом, почему такое название – «Идол»?

– Если быть абсолютно честным, многих оно до сих пор не устраивает. Причем, не устраивает тех, кто чуть что – сразу начинает опираться на веру или собственное невежество. Фестиваль у нас международный, и в английском языке «айдл» означает совсем не то, что иной раз подразумевается под этим словом у нас. «Айдл» – герой, лучший, идеальный; мы с братом всегда смотрим в будущее, и нам важно, что будет через год-два, когда фестиваль наберет обороты, выйдя на серьезный, в том числе, и телевизионный уровень… и тогда не придется оправдываться.

– То есть форум программируется на годы вперед?

– Я надеюсь, у него будет долгая жизнь. Формат действа предполагает найти «идеальный номер». Чтоб вы понимали: любой интернациональный фестиваль всегда обрастает слухами и недовольными, постоянно делаются намеки на ангажированность. Чтоб этих вопросов не возникало, мы с братом создали три независимых жюри, вручающих в финале свои награды: от профессионалов, от зрителей и от масс-медиа. И тому номеру, который (вдруг такое случится!) понравится и первым, и вторым, и третьим, мы вручим Гран-при – «золотого идола» (специальный большой денежный приз, сумму держим в тайне). Но когда это произойдет – сейчас или через год, – мы не знаем. Но никто не скажет теперь, что «этот номер протащил такой-то и такой-то». Ставка делается на предельную объективность.

– А что вы хотите с телевидением?

– Телеверсию фестиваля в Монте-Карло покупают в более чем ста странах мира. Но там глубокие традиции – он уж 38 лет идет. И если у них это получается, почему не получится у нас? Михалкову же удается выходить на серьезный международный уровень с Московским кинофестивалем… надо работать! И через 2-3 года наш «Идол» станет очень престижным. Нужно пропагандировать цирк! И мне так приятно, что главный редактор «МК» дал согласие на участие в работе жюри…

– У вас удивительные «специальные гости» – Павленко и великий клоун Дэвид Ларибли…

– Эти люди на протяжении всей жизни доказывали свою состоятельность; и, конечно, сегодня они не должны соревноваться с молодыми – а то всем остальным сразу очень грустно станет, с золотом вопрос будет решен. Но для зрителя наш форум – это, прежде всего, шоу; так вот Ларибли и тигры Павленко, прежде других номеров, останутся в умах и сердцах зрителей.

...Что до остальных участников, то главным условием «Идола» было то, чтобы гости прежде не были засвечены в Монте-Карло или иных крупных конкурсах. География обширная. Причем, часто на фестивалях подавляющее большинство составляют выходцы из СНГ — Ивановы-Петровы-Сидоровы, просто идущие под разными западными флагами. А здесь Запашные хотели, чтоб приезжали именно местные — с Южной Америки, с Северной, всё солидно...

Обезьяна тебя поцеловала, а потом взяла и... разорвала

Три часа дня: на манеже дрессированные обезьяны (макаки лапундеры и макаки резус) Сергея Стрелецкого и его супруги Ольги Ван Ю Ли.

— Сергей, это удивительно — едва не единственный случай, когда в основе номера — не наши, а китайские традиции дрессуры, тянущиеся еще с бабушки вашей жены...

— Ну да, в 50-е годы XX века, когда еще обезьян в Союз не возили, единственный номер был здесь у Ольгиной бабушки... потом потихоньку и наши стали осваивать.

— Почему-то считается, что обезьянок дрессировать просто...

— Да что вы говорите? Вон, ольгины родители три года возились, согнувшись, с одной обезьяной, добиваясь, чтоб та поехала на велосипеде. И что думаете? С удовольствием подбегала к байку, садилась и... ни с места. Давала понять: катай меня. Вот на плече у меня Семен сидит — спокойный такой, никакие штучки с ним не пройдут.

— Они опасные? Вон зубки Семен демонстрирует...

— Ну, конечно, злые. Хищники! Собака хочет быть хорошей для хозяина. А обезьяны — как человек — хорошими быть ну совершенно не желают. И работать их не заставишь. Они не работают на прикорм, или по приказу. Нужна лишь регулярная монотонная тренировка...

...Ой, что это? На тренировочном манеже разминается странный человек: непонятно, где ноги, а где руки, и что откуда растет. Обладателя удивительного тела зовут Джордж, родом он из Ганы, цирковое прозвище — Гуттаперчивый Гуру (жанр — каучук). Живет на две страны — в Йемене и в Германии, в Кёльне (там и получил свое прозвище).

— Слушайте, Джордж, вы этому учились или это природные данные? — Спрашиваю, улучив момент, когда акробат принял понятную маглам позу.

— Знаете, я — подарок природы. Вот как сейчас изворачивался, репетируя, так я, собственно, и сплю. И спал так с детства, что однажды заметили родители и сказали — это талант!

— А на диете надо сидеть? Какой образ жизни ведете?

— Ой, поддерживать форму несложно — у меня эта гуттаперчивость в крови. Так бог дал. Никаких личных усилий. Ем абсолютно всё. Когда тренируюсь — себя отлично чувствую. А стоит упражнений не поделать, не поизворачиваться — самочувствие плохое...

Главный сюрприз — трое сальто-мортале

...Неожиданно сталкиваюсь с Анатолием Рубаном — руководителем группы из 12-ти акробатов на подкидных досках. Их номер — один из самых зрелищных и опасных.

— Вы правда хотите удивить нас трюком, который не исполнялся 30 лет?

— Попробуем. Акробат (верхний) будет уже стоять на доске, подкидывающие разбегутся, прыгнут, верхнего подбросит вверх, он делает тройное сальто-мортале и приходит на колонну из двух человек. С разбега трюк делается впервые. Очень опасно, должен сказать.

...Вольтижеры прыгают на 8 метров. Мало кто в России согласится просто взять и выйти с 3-го этажа. А ребята такой трюк исполняют каждый день. А еще Рубан будет усложнять и «нижних», ловящих — он ставит их на ходули.

— Такие номера должны репетироваться часами, днями и годами. Даже в отпуске. Чтобы сделать тройное сальто-мортале, нужно без перерыва заниматься год! Тогда будет результат.

— А до какого возраста можно прыгать?

— Я знаю человека, который прыгал в 55 лет. Уже не видел толком, но чувствовал...

— А острота зрения так важна?

— Очень! Да, что-то делаешь на автомате, но если еще и видишь — трюк делается более безопасным. У меня сейчас уникальный «верхний» прыгун — видит на каждом сальто-мортале всё, что происходит внизу. До него таких не было... ведь обычно человек крутит сальто, замечая точку приземления после финального раскрывания. Меня, например, учили по куполу, по лампочкам: вспышка, вспышка, вспышка — приход... а сейчас прогресс: ребята стали видеть землю!

«Умереть, не став астронавтом?! Ни за что!»

Девять вечера. Последними тренируются венгерские канатоходцы с очень необычным номером, который по-русски именуется «Семафор», а в западном варианте — эквилибристы на оригинальном аппарате «Астронавты на дуге». Чем-то это напоминает традиционное «колесо смерти», только «семафор» (огромный металлический маятник) качается в несколько иных плоскостях... Это, без сомнения, самый зрелищный трюк всего шоу: проехать по движущейся дуге на велосипеде — ужас!

Эдгард Запашный комментирует:

— «Астронавты» сознательно скопированы с очень старого советского номера сестер Кох (трех девушек-красавиц) «Гигантский семафор»: сложнейший технический номер не имел альтернативы на протяжении десятков лет. У нас его и не пытались повторить, пока наш же режиссер Руслан Ганеев не скооперировался с венграми, возродив легенду — громадный аппарат, похожий на переваливающийся шлагбаум, посмотрите сами! И вот венгры очень волновались, приехав к нам, зная, что это русский номер...

Напоследок терзаю главных исполнителей-астронавтов — Ласло Симет и Ольгу Симет...

— Когда я был маленьким мальчиком (40 лет назад), — рассказывает Ласло Симет, — пошел однажды в кино (билет дали как самому примерному пионеру). И вот там показывали фильм о советском цирке. Я вдруг увидел «семафор» сестер Кох. Жизнь шла вперед, я — как и мои родители — стал канатоходцем, но одна мысль свербила — «почему же не попробовал проехать по «семафору»»? Ну не хочу, чтоб это оставалось только в мечтах! Не хочу умереть без этого номера. И вот, перед тем, как закончить карьеру, я решился...

— А откуда взялись именно астронавты?

— Ну это именно режиссерское решение, от которого у нас защемило сердце; мы-то хотели иной сюжет — чтоб Ольга (вместе с напарницей Дианой Бэкк) фривольно ходила по «семафору» на каблуках, что-то вроде восставших зомби...

— Ну да, очень сложные костюмы — шлемы, ранцы — вас явно сковывают в процессе перемещения...

— Вы абсолютно правы, мы очень мучаемся. Но разве космонавты мучаются меньше?

— Канатоходцы нас поймут, — добавляет Ольга Симет, — когда идем вперед — мы смотрим в точку, но боковым зрением все равно стараемся ощущать пространство. А здесь нас — как лошадей — закрыли шорами, то есть шлемом (хотя визор и поднят). Это, конечно, очень сложно. Но астронавты же в шлемах! Надо терпеть. Репетировали ровно год — с учетом того, что мы профессиональные канатоходцы. Что ж, очень рады, что мы здесь — уровень фестиваля очень высокий!

В Москве открылся международный фестиваль циркового искусства

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26355 от 10 октября 2013

Заголовок в газете: Тигры и астронавты в одной «Вернадке»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру