Проект «Крым: золото и секреты Черного моря», который демонстрирует античную и раннесредневековую археологию полуострова (в том числе, скифские, сарматские и готские древности, предметы из раскопок «пещерных городов» Крыма) из пяти крымских музеев, открылся в Амстердаме 6 февраля и должен продлиться до 18 мая. Однако уже сейчас появились опасения за судьбу артефактов.
— Я получил письмо от организаторов, где они пишут, что рассматривают экспонаты как национальное достояние государства Украина, — ранее говорил «МК» директор Центрального музея Тавриды, который предоставил для проекта экспонаты из своего фонда, Андрей Мальгин .
В ряде СМИ даже появились сообщения о том, будто бы золото скифов пропало по пути из Европы в Крым. Это не так — выставка до сих пор в Амстердаме и ее куратор из Крымского института археологии Валентина Мордвинцева заявляет, что власти Нидерландов обещали не задерживать проект в своей стране. Другой дело — пропустит ли украинская таможня выставку через свои границы. В этом у куратора нет уверенности. Хотя, конечно, можно сделать крюк и вернуть экспонаты, минуя украинские границы: на пароме, что курсирует в Керченском проливе.
«МК» дозвонился Михаилу Пиотровскому, который также высказывал свои опасение по поводу судьбы этого проекта и других крымских выставок, оказавшихся во время референдума за границей.
— Возник сложный правовой вопрос, — сказал глава Союза музеев России «МК». — Эта та проблема, которую действительно нужно обсуждать, и этим должны заниматься в первую очередь юристы. Нужно выяснить все юридические детали: какие государственные гарантии возврата выставок существуют в Украине и сравнить их с нашими законодательными механизмами.
Тем временем на сайте Эрмитажа появилось сообщение: «Обеспокоенность Государственного Эрмитажа и Союза музеев России судьбой коллекции ценностей из Крымских музеев никоим образом не означает наличие претензий Эрмитажа или каких-либо других российских музеев на эти коллекции. Это призыв к профессиональному этическому и юридическому обсуждению сложившейся ситуации – проблемы гарантий сохранности ценностей, выезжающих на выставки».
Объясняется в нем и возникший правовой казус. С одной стороны: «Музейные экспонаты этически должны возвращаться в музеи, где они хранились столетиями». С другой: «При этом юридически они могут принадлежать музейному фонду страны, из которой они выезжали на выставки». Юристам российских ведомств — Министерства культуры и Министерства иностранных дел — еще предстоит разбираться в правовых механизмах возвращения ценностей в музеи, откуда те выехали. Еще сложнее вопрос возврата крымских проектов, находящихся на территории Украины, - он также требует тщательного изучения и обсуждения, на котором и настаивает Михаил Борисович.