Кочан капусты вместо женщины

На Венецианском кинофестивале простились с эпохой социализма

Легендой мирового кино признали на 70-м Венецианском кинофестивале польского режиссера Анджея Вайду, вручив приз Persolo award. После чего состоялась премьера его фильма «Валенса. Человек надежды» о лидере независимого профсоюза «Солидарность» Лехе Валенсе — лауреате Нобелевской премии мира, электрике и на тот момент отце шестерых детей.

На Венецианском кинофестивале простились с эпохой социализма
Кадр из фильма «Валенса. Человек надежды».

Будущий президент Польши развозит листовки в коляске своей маленькой дочки, живет, как всякий рядовой поляк, в условиях страшного дефицита, когда достать батон хлеба — уже достижение. Валенсу сыграл Роберт Вечкевич, недавно снявшийся в главной роли у Агнешки Холланд в номинированном на «Оскар» фильме «В темноте». Вайда показал частную жизнь одного из самых популярных президентов Польши. Первые кадры — Брежнев на Мавзолее принимает парад на Красной площади. Ближе к финалу идет хроника его похорон, а потом сцены всенародного ликования в Польше: Валенсу выпускают из тюрьмы, жизнь страны коренным образом меняется. Но Нобелевскую премию получает за Валенсу жена — есть опасность, что его потом не впустят назад. Анджею Вайде — 87 лет. Удивительно, что он в состоянии осилить такой мощный постановочный проект, требующий сил и энергии. Скорее всего, фильмов такого масштаба о временах социализма мы больше не увидим. Вайда этой темой живет и не может о пережитом не снимать, хотя сам его киноязык сегодня кажется старомодным.

Отчаянно-безысходный фильм «Бродячие собаки» о непостижимой китайской жизни представил в главном конкурсе тайваньский режиссера Цай Мин-лян. В главной роли Отца любимый его актер Ли Кан Шэн. Одинокий мужчина, переживший разлад с женой, спит в одной постели с сыном-подростком и маленькой дочкой. Их сыграли племянник и племянница Ли Кан Шэна. Вместе они чистят зубы в общественном туалете, едят из пластиковых упаковок прямо на улице, обитают в жалком жилище без электричества и воды. Рядом бродят бездомные собаки. Как скажет Цай Мин-лян, люди как собаки, а собаки как люди. И, может быть, все мы не более чем бездомные собаки. Люди с транспарантами в руках, и Отец в их числе, целыми днями стоят на трассе, привлекая водителей и прохожих рекламой. От такой работы можно сойти с ума, но люди как-то живут. Однажды ими заинтересовался режиссер. И он подумал: где они едят, куда ходят в туалет, что, наконец, происходит в их головах от этого вечного стояния в жару и дождь с рекламными щитами в руках? Герои почти не говорят. Терпят и выживают. В один прекрасный день дети подбрасывают под бок отцу чучело, вместо головы у которого капустный кочан — крепкий и сочный, из супермаркета. Это суррогат женщины, которой нет в доме. Отец долго его поедает, а потом рыдает навзрыд. Мин-лян, как обычно, снимает неторопливое, медитативное кино. Один из героев долго стоит в полуразрушенном помещении перед гигантской фотографией с изображением гор, приседает на корточки и справляет малую нужду. И это подобно сакральному акту. Цай Мин-лян сказал, что устал от кино. Ему все чаще приходят в голову вопросы: «Зачем его снимать?», «Что представляет собой массовый зритель?», «Кто эти люди, которые смотрят фильмы Спилберга?». На создание «Бродячих собак» ушло три года. И теперь Мин-ляна одолевает вопрос: будут ли смотреть его картину?

Лех Валенса.

В один из дней в старинном дворце Венеции — палаццо Тьеполо — состоялся прием в честь нашей бывшей соотечественницы Ирины Изместьевой. Организовал его принц Марис Агости, известный распорядитель Венецианского карнавала, появляющийся в костюме Казановы. Он с упоением рассказывал немногочисленной публике, приглашенной на это элегантное мероприятие, о фильме и его авторе. Ирина — инженер по образованию. Родилась в СССР, жила в Днепропетровске, перебралась в Москву, а потом в Лондон, где окончила киношколу. Училась там на одном курсе с Иваном Панфиловым — сыном Инны Чуриковой и Глеба Панфилова, сняла несколько короткометражек, а теперь запускается с полнометражной лентой про инцест. «Идеальную картину» она решила представить в дни Венецианского кинофестиваля, чтобы заявить о себе. На прием пришла очень необычная публика. Одна только темнокожая итальянская модель Aisha Seck в серебристом шлеме чего стоила. Сюрпризом вечера стал ее перформанс.

Название своего 30-минутного фильма «Picture Perfect» Ирина рекомендовала перевести как «Идеальная картина». А в английском варианте в нем есть игра слов, связанная с употреблением прошедшего времени. Вот и в фильме пожилой герой, которого играет популярный в Великобритании актер Джон Карсон, снявшийся в более чем 150 фильмах, пытается вернуть прошлое, но это невозможно. На купленной им картине оживает некогда любимая девушка, но время вспять не повернуть. Одну из ролей сыграла Дина Корзун. Ее героиня Лиза работает в кафе и явно проявляет сочувствие к пожилому господину. Жаль, что ни Дины, ни других актеров не было в тот вечер в Венеции. «Идеальную картину» крутили несколько раз до двух часов ночи, как только собиралась новая партия приглашенных. Кто-то подплывал ко дворцу на лодке, благо он выходит на Большой канал. Получилось изысканное мероприятие, и картина добротная, особенно для начинающего режиссера, с хорошими актерскими работами и весьма тонко сделанная, с налетом старомодности, и в этом ее прелесть.

Пока устраивают вечеринки в городских дворцах, новый фестивальный дворец так и не построен. Италии, которая того гляди станет еще одним после Греции слабым звеном Евросоюза, не до новостроек. И публика не готова раскошелиться на билеты за 45 евро. Самый дешевый билет на утренний 9-часовой показ стоит 12 евро, для льготников — 8 евро. Представить неполные залы в Венеции еще несколько лет назад было просто невозможно…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру