Зачем дерется интеллигент?

Сергей Бодров исключил «Околофутбола» из конкурса

23 сентября в Москве состоялась премьера фильма «Околофутбола» Антона Борматова. 26 сентября картина выходит в прокат. А в минувшее воскресенье на закрытии Санкт-Петербургского международного кинофестиваля стало известно, что ее аннулировали из конкурса. Притом что это была единственная картина, представлявшая Россию.

Сергей Бодров исключил «Околофутбола» из конкурса

тестовый баннер под заглавное изображение

Жюри возглавлял Сергей Бодров, который и объявил, что «Околофутбола» выводится за черту обсуждения как картина, не соответствующая моральным и гуманистическим требованиям. Кажется, такого не было ни на одном фестивале. Ситуация усугубляется еще и тем, что продюсер фильма Сергей Сельянов не раз работал с Бодровым-отцом и его сыном. «Околофутбола» отдаленно, но не по художественным качествам, а по существу чем-то напоминает «Брата» Алексея Балабанова. Там Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова-младшего произносит жесткие фразы в адрес людей нерусской национальности и задает знаменитый теперь вопрос: «В чем сила, брат?». Ответ на него разошелся как афоризм: «Сила не в деньгах, а в правде».

В «Околофутболе» нам решили рассказать всю правду о футбольных фанатах. В зале во время просмотра периодически раздавались аплодисменты: когда фанаты мстят за избитого кавказцами парня, громят ресторан, где собираются «приезжие», и когда наступают на омоновцев. Тема взрывоопасная, и авторы фильма не то чтобы безответственно к ней подошли, но что-то важное упустили, не ответив на многие вопросы. Жюри во главе с Бодровым было шокировано во время показа поведением околофутбольных фанатов. Это, возможно, и повлияло на эмоциональное решение изъять фильм из конкурса.

Картина даже не о футбольных фанатах, которые появились на свет не сегодня, а о околофутбольных хулиганах. Первые фанаты «Спартака» дали о себе знать еще в 70-е годы прошлого столетия. Традиции такого рода в Великобритании и вовсе уходят чуть ли не в ХIХ век. Но такой силы, как теперь, фанаты и болельщики тогда не представляли. Дело доходит до массовых убийств, многотысячных драк. Болельщики «Спартака», приезжая в тот или иной город на матч с участием своей команды, заполняют все кафе и улицы в центре города, шумят, что-то взрывают. А стражи порядка, стянутые в огромном количестве, делают вид, что ничего не замечают. Не так давно наблюдала такие картины в Нижнем Новгороде. А если попадаешь в берлинское метро в день матча, то может стать дурно. Зрелые и хмельные дяди с подругами, снабженные соответствующей атрибутикой, ведут себя просто непотребно. Имеют ли они хоть какое-то отношение к настоящим болельщикам — большой вопрос.

Околофутбол существует, а вот кино о нем у нас не снимали. Идея создания такого фильма пришла к человеку, пожелавшему остаться неизвестным, и основана на его личных переживаниях. Он собрал вокруг себя спартаковских фанатов, привлек их к работе над сценарием. А потом уже в съемках задействовали порядка 300 самых настоящих хулиганов, как их охарактеризовали авторы фильма. При этом они попросили различать хулиганов и фанатов. Но тут уж можно окончательно запутаться, кто есть кто. Задача ставилась: показать, что они хоть и хулиганы, но вовсе не отморозки. Социальный состав их разнообразен, что и показано в фильме: автослесарь и диджей, бизнесмен и преподаватель истории, подрабатывающий частными уроками. Он-то и отвечает в фильме за интеллигенцию. И расплатится за все и за всех по полной программе. Актеры, в большинстве своем не знавшие эту среду, тоже общались с фанатами, погружались в материал. Поначалу кажется, что все, кроме более опытного Александра Ратникова, — люди с улицы, типажи. Только изучив их биографии, понимаешь, что кого-то видел в спектаклях. Ученик Кирилла Серебренникова Павел Ерлыков играл в студенческом спектакле шекспировского Ричарда III. А тут он один из лидеров «фирмы» по кличке Мажор, незлобивый парень, по уши влюбленный в хорошую девушку. При этом он периодически отправляется на мордобой, чтобы выпустить пар. Футбол как таковой никто тут по-настоящему не любит и не знает. Как говорит Сельянов, раньше на Руси были кулачные бои, а теперь такие столкновения, страшный выплеск энергии, который становится для них все равно что наркотиком. Да и сами наркотики нередко идут в дело.

Режиссер Антон Борматов, известный зрителю по сериалу «Хиромант», говорит, что в околофутбол идут те, внутри кого живет дух воина, и человек должен реализовать свою силу. Каждый из них где-то работает, имеет семью, но в определенный час они собираются вместе — и это сила. «А почему вы деретесь?» — все время спрашивает девушка Мажора. Ей и всем нам что-то объясняют не вполне убедительно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру