«Крестный путь» Берлинале

Московский кинофестиваль чуть не обрушил ярус берлинского ресторана

В субботу вечером Берлинале объявит имена своих победителей. Жюри наверняка отметит тех, на кого и не подумаешь, какой-нибудь аргентинский артхаус или бразильскую историю про страстную мужскую любовь. Пока же в международном рейтинге критиков, как и в немецком, который регулярно публикуется в важнейших газетах Германии, лидирует немецко-французская картина «Крестный путь» Дитриха Брюггеманна об опасности фанатичной веры в бога.

Московский кинофестиваль чуть не обрушил ярус берлинского ресторана
Кадр из фильма

Это действительно сильная и, возможно, лучшая картина конкурса, крайне актуальная для Германии. Она рассказывает о набожной многодетной семье, где все подчинено властной матери, фактически уничтожающей свою 14-летнюю дочь Марию, лишая ее выбора и хоть какой-нибудь свободы. Даже у врача девочка не может остаться одна, мать готова залезть в ее душу и тело. Все это вызывает у врача подозрения относительно душевного состояния юной героини. Мария и без того ежеминутно сдает экзамен богу. Несмотря на беспощадный драматизм происходящего, получился весьма ироничный фильм по отношению к тем, кто насаждает католицизм в его крайних проявлениях буквально с детства. И когда Мария остается тихо умирать в больнице после того, как молодой священник положит ей в рот белую круглую пластинку (тело Христа), врачи бесцеремонно отодвинут его подальше и начнут спасать умирающую. А тот только будет испуганно наблюдать за происходящим, не в силах сделать хоть что-то полезное.

Относительно еще одной картины, показанной в программе «Форум», говорили, что она выражает дух своей страны. Это сделанная наотмашь эстонская лента «Открытый диапазон» Вейко Ыунпуу, пусть и не самая удачная в его биографии, но диагностирующая, по мнению эстонских коллег, состояние общества, вернувшегося к временам брежневской стагнации.

Второй по числу набранных баллов в рейтингах стоит картина из Великобритании «71» Яна Деманжа – еще одна версия событий в Белфасте. На третьей позиции – «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона. Все остальные существенно отстают. В хвосте плетется аргентинский артхаус «История страха» Бенджамина Найштата. Неожиданно высоко критики оценили скромный труд классика Алена Рене. Его картина «Жизнь Райли» напоминает антрепризный спектакль и разыгрывается в театральных интерьерах, что резко отличает ее от многочисленного потока картин, претендующих на документальность. И этот ход срабатывает. В любом случае удивительно, что перейдя 90-летний возрастной рубеж, мэтр не сходит с дистанции.

Еще одна заметная картина основного конкурса, хотя и скромно оцененная экспертами, – «Наверху» перуанки Клаудии Льосы, завоевавшей «Золотого медведя» Берлинале за картину «Молоко скорби» в 2009 году и поразившей тогда своей национальной самобытностью. Теперь Клаудиа вышла на международный уровень. Ее новая картина снята усилиями нескольких стран (США, Испания, Франция) в Северной Канаде. Но рассказанная ею история могла бы произойти где угодно. Роль матери, фактически потерявшей двоих сыновей, исполнила обладательница «Оскара» американская актриса Дженнифер Коннелли, снимавшаяся в фильмах Даррена Аронофски «Реквием по мечте» и «Ной». В Берлине она рассказала: «Я участвую в дебютном фильме своего мужа - актера Пола Беттани «Убежище». Закончила работу в фильме «Ной». Это занимало все мое время. И теперь я наслаждаюсь небольшой паузой, рада тому, что оказалась на фестивале. Для меня работа с Клаудией Льосой было очень неожиданной, я ей чрезвычайно рада. Потому что мне довелось сыграть необычную роль, требовавшую большого внутреннего погружения. Моя героиня – мать, на долю которой выпали такие испытания, которые очень сложно, почти невозможно перенести. И она открывает в себе новые возможности, дар целительства. Главное, о чем нам хотелось сказать в этом фильме, умение прощать». Великолепна работа ирландского актера Киллиана Мерфи, сыгравшего роль повзрослевшего сына. Фильм хорошо снят, с постановочным размахом и профессионализмом во всем, но в финале скатывается к душераздирающей мелодраме. К тому же, излишне перегружен самыми разными темами. Но как минимум одна мощная сцена, связанная с маленькими детьми, угнавшими машину, провалившуюся потом под лед, поднимает фильм на новый уровень.

Прошла премьера нашего мультфильма «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. Картина с выразительными героями, прекрасно и старомодно (здесь это большой плюс) нарисованная, она лишена сильной драматургии, и потому распадается на отдельные картинки. Попасть на первый показ было очень сложно. Билеты на программы секции «Поколение» быстро раскупаются.

Подводит итоги международный кинорынок, на котором представляли и наши картины. Можно, конечно, бойко рапортовать об успехах, но все это погоды не делает. Многие опытные дистрибьюторы и прокатчики жалуются на бесперспективность мероприятия. А на страницах киножурналов появляются успокоительные тексты: не волнуйтесь, впереди – Каннский кинофестиваль, там все и будет. Интерес вызывают несколько мировых картин, которых как раз на берлинском кинорынке и нет. Все остальное продается в несколько стран, и это крайне скромные контракты, а то и ничего не приносящие — с университетам, сайтами. Утверждать, что российский продукт пользуется спросом, просто абсурдно.

Хотя на новый фильм «Шагал - Малевич» Александра Митты был самый настоящий лом. Переполненный зал и предварительные договоренности с несколькими странами по поводу приобретения прав (Южная Корея, Китай, Франция, Болгария, Словения и Германия) еще ничего не значат. Неважно, что Малевич как таковой пользуется огромным спросом во всем мире. На недавней выставке его работ в Амстердаме с трудом можно было пробраться к его картинам. Очереди выстраивались на улице. Кино – совсем другая история.

Среди картин, выставленных на кинорынке, - мелодрама Веры Сторожевой «9 дней и одно утро», события которой происходят в провинциальном городке, куда возвращается работающая моделью во Франции героиня. В одной из ролей снялся Сергей Пускепалис. В целом же, посмотрев на представленные Россией картины, обольщаться не приходиться. Нет ударных картин. Да, есть анимационный 3D-фильм «Снежная королева-2», и он продан в Великобританию, Южную Корею, на Ближний Восток. Есть предложения еще у ряда российских картин, но говорить о прорыве рано. .

Заканчивают картины «Левиафан» Андрей Звягинцев, «Франкофония: Лувр под немецкой оккупацией» Александр Сокуров. Ждет своего часа, чтобы выстрелить наилучшим образом Никита Михалков с «Солнечным ударом». Кого-то из них мы наверняка увидим в Каннах, нетрудно догадаться, кого именно. Там-то и состоится игра по-крупному.

Режиссер из Латвии, выпускник ВГИКа Евгений Пашкевич, снявший российско-латвийскую картину «Гольфстрим под айсбергом» с Данилой Козловским и Алексеем Серебряковым в главных ролях, которая участвовала в ММКФ, рассказал, как нашел для своего нового проекта по Стефану Цвейгу сопродюсеров в Венгрии. Он ведет переговоры и с другими европейскими игроками. А вот российские арт-продюсеры даже на письма не отвечают. Со сложными проектами у нас мало кто готов работать, люди больше ориентированы на скорый успех.

На Берлинале состоялся прием Московского международного кинофестиваля в одном из ресторанов на Потсдамер Плац. Второй этаж был так переполнен, что метрдотель грудью преградил вход и пригрозил нам вызовом полиции. Он был в ужасе от наплыва гостей. Балкон мог бы рухнуть на первый ярус, где ужинала посторонняя публика. Зато днем раньше прекрасный вечер устроил южнокорейский фестиваль, проходящий в Бусане. Людей там собралось гораздо больше, но всем хватило места и еды, можно было пообщаться с коллегами, с кем-то познакомиться, ведь для этого и проводятся фестивальные вечеринки. В четверг прошла презентация книги нашего коллеги Андрея Плахова, посвященной Берлинскому фестивалю. Она так и называется – «Мой Берлинале».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26455 от 15 февраля 2014

Заголовок в газете: «Крестный путь» или мужская любовь?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру