Караул музейного масштаба

«МК» узнал, чем закончилась «антидиванная кампания» Департамента культуры

Новый руководитель Департамента культуры Сергей Капков становится ньюсмейкером. Все новости связаны с бурной деятельностью, которую он развел на ниве столичной культуры, и практически нет дня, чтобы его шаги не дали повода к обсуждению: одни довольны, другие чуть ли не кричат «караул». Позитивная реакция на решение Департамента культуры убрать из Театра Маяковского прежнего директора сменяется негативной на другую инициативу Департамента — бесплатное посещение музеев в новогоднюю десятидневку.

«МК» узнал, чем закончилась «антидиванная кампания» Департамента культуры

тестовый баннер под заглавное изображение

Когда Сергей Капков представлял труппе нового директора Леонида Ошарина, он привел несколько цифр, которые немногочисленную публику повергли, мягко говоря, в изумление. Средний возраст московских худруков — 64,5 года.

— На таком возрастном фоне Миндаугас Карбаускис и Евгений Писарев (худрук Театра имени Пушкина) выглядят просто детьми, — говорит Капков, — поэтому мы будем их поддерживать.

Понятно, что в московских театрах остается очень много проблем, которые можно назвать кризисом кадров. Поэтому вопрос к Капкову.

— Как обстоят дела, например, с Театром Станиславского, где опять происходит смена директора и вообще обстановка еще та?

— Я отвечу вам так: система меняется и будет меняться. Мы создали школу театральных лидеров, мы будем учить директоров, потому что время меняется, меняется законодательство и требования.

— На какой базе вы создаете такую школу, крайне необходимую сегодня?

— На базе Центра им. Мейерхольда. Возглавлять ее будет Валерий Фокин. Лекции будут читать профессионалы из Европы, а также руководители Департамента финансов Москвы. Мы в творчество не лезем.

— В праздничные дни бесплатно работало много музеев. Музейщикам, которые в отличие от всех, даже от медиков, трудились в эти дни, будет какая-то компенсация?

— Конечно. Люди работали не бесплатно.

— Бесплатное посещение музеев — вы не собираетесь этот опыт перенести на театр?

— Нет, не собираемся. Мы собираемся у театров выкупать билеты и отдавать их в школы. Также мы планируем, не вмешиваясь в творческие планы, предложить театрам за отдельное финансирование поехать в спальные районы в школы. Так сложилось, что 70 процентов учреждений культуры находится в пределах Третьего транспортного кольца. Поэтому мы хотим, чтобы культура, театральное искусство в частности, «пошла в массы». Наша задача остановить зрителя.

Антидиванная кампания, о которой с таким удовольствием говорит господин Капков, вызывает в стане музейщиков (но, правда, не у всех) если не ужас, то панику. В новогодние выходные некоторые из них пережили буквально нашествие, с которым с трудом справились. Так, посещаемость Дарвиновского музея была превышена в три раза, сообщала «МК» его директор Анна КЛЮКИНА. С 2 по 9 января туда пришло 93 тысячи человек! И это притом, что за весь 2011 год музей посетило около 430 тысяч.

— У нас две тысячи крючков в гардеробе. Но для того, чтобы принять лавину людей, мы вешали по три-четыре пальто на один крючок. А под конец запускали людей прямо в пальто. В музее люди комфортно себя чувствуют, если здесь находится до пяти тысяч человек. Если больше, музей начинает задыхаться, вентиляционная система не срабатывает. Музей-то у нас большой — экспозиция на 5 тысяч кв. метров да еще второй выставочный комплекс тысяча кв. метров. Многие не знают, что у нас дешевые билеты (170 руб. — полный билет, 50 руб. — льготный, 20 руб. — детский. — Авт.).

— Бесплатные акции нужно отменить?

— Они есть во всем мире. Я считаю, что четверга, когда все музеи работают допоздна (большинство до девяти вечера. — Авт.), достаточно. Для того чтобы музеи были привлекательны, должна быть интересная программа. К нам и ходят поэтому.

Как нам стало известно, музейщики о бесплатной акции были предупреждены за месяц.

— Вы как-то готовились к акции?

— Как обычно: у нас организация выставок, мастер-классов и разных программ поставлена на поток, мы постоянно делаем новые проекты, поэтому у нас много постоянных посетителей.

Директор Музея космонавтики Александр ЛАЗУТКИН оценивает посленовогоднюю акцию не так критично. Может, оттого, что в дни открытых дверей пришло около 20 тысяч человек (в 4 раза меньше, чем в Дарвиновский).

— Акция не была для нас неожиданностью и прошла нормально, — говорит Александр Иванович. — Программу мы не меняли, традиционно мы начинаем готовить еще летом новогодние программы для разных категорий детей. Технические проблемы, конечно, возникали — у нас проходимость обычно 1,5 тысячи человек, а в праздники принимали до 3 тысяч человек в день. Люди стояли в очереди — внутри музей был похож на зал ожидания. Но я понимаю начальство: их задача — привлечь народ в музеи. Но для музея это не всегда хорошо — меняется музейная атмосфера.

Пока музейщики приходят в себя после зимних каникул, у главы Департамента культуры уже созрела новая идея — сделать единые билеты в музеи разных категорий. В литературные музеи — одни, в художественные — другие. А для иностранцев сделать удобные туристические pass-карты.

Честно говоря, удивляет реакция музейщиков. Массовый наплыв желающих приобщиться к музейным ценностям (хоть даже и даром) доказывает, что москвичи в массе своей оказались культурными и количеством проголосовали за привитие российской столице опыта европейских музеев. Но музеи к такому наплыву оказались не готовы. Не лучше ли с Департаментом сделать конструктивный разбор полетов, разработать стратегию дальнейшей работы в этом направлении, а не кричать «караул»? Куда проще уныло повторять из года в год: «Народ у нас темный, в музеи не ходит».

Напомним, что кроме недавней акции и «Ночи в музее», когда зрители могут бесплатно посещать музеи, существуют другие бесплатные дни — каждое третье воскресенье месяца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру