Марк Розовский пригласил к себе хулиганов

Авторские театры одновременно открыли сезон

В понедельник, день тяжелый, три театра одновременно открыли свой сезон. Все три — авторские: Марка Розовского, Романа Виктюка и Людмилы Ивановой с ее детским «Экспромтом». У всех настрой самый что ни на есть решительный. С подробностями — корреспонденты «МК».

Авторские театры одновременно открыли сезон

Розовский дал пригубить

Марк Розовский у Никитских ворот не может без эффектных жестов. Для новой сцены, которую наконец театр с 30-летней историей получил в этом сезоне, худрук припас трехлитровую бутылку шампанского. Вот так и вышел — с бутылкой наперевес, как с автоматом. Шипучий напиток налили в огромный бокал и так пустили по рядам с артистами — пригубил каждый.

За первым жестом последовал второй в виде неожиданной цитаты из Брехта. Эпитафия на могиле великого драматурга, им же сочиненная, гласит: «Он давал предложения. Мы принимали их».

— Вот и я буду делать вам предложения сейчас на наш 30-й сезон, — объявляет Марк Григорьевич, которого иначе как «мистером энергия», несмотря на его 75, не назовешь.

И вот его развернутая программа, которая, честно, поражает размахом и фантазией. Ее открывает «Дело корнета Елагина» по Бунину. Сам лауреат Нобелевской премии определил жанр как «похожий на бульварный роман».

— Но это совсем не бульварный роман о страстной любви актрисы и гусара, — объясняет Розовский, — тонкая бунинская проза, замешанная на психологизме.

Главную роль получит актриса Виктория Соколова, поступившая в труппу только в прошлом году, но сыгравшая уже пять главных ролей. Розовский вообще делает ставку на молодых, но обещает им суровую жизнь, и это почувствуют прежде всего новобранцы — пять выпускников театральных школ, которых мастер пригласил в труппу. «Если кто-то из них не явится на сбор труппы, принят не будет» — таков приговор Розовского.

Следующая премьера — мюзикл «PRO Процесс» — фантасмагория по Кафке в стихах на музыку Алексея Айги и Виктора Лебедева. В лицейский день, 19 октября, худрук сыграет с детьми из фонда Спивакова музыкально-литературное представление по Пушкину (уже опробовано было на юбилее Розовского). Дети еще не раз вольются в профессиональную труппу. И двух из них тут же представляет Розовский — будущие участники мюзикла «Приключения Рыжика» — эдакая «Опера нищих» и «Оливер Твист», вместе взятые, на российскую тему. Розовский: «В нашей стране полтора миллиона беспризорников, что уж скрывать». В «Рыжика», который у Никитских ворот ставит Ирина Некрасова, вольется и группа «Хулиганы» — семь тинейджеров от 10 до 13 лет. Этим номером в стиле джаз Розовский потряс своих артистов.

Ему 75, он полон сил и планов. Но как он оценивает тенденцию, которая, похоже, становится все более устойчивой: немолодых творцов сменяют молодые? Не боится, что попросят?

— Сейчас идет борьба поколений, и говорят, что молодые воюют со стариками. Неправда — воюет бескультурье с культурой. Есть молодые старички, не готовые к большой серьезной работе. Есть Мейерхольды, а есть мейерхольдики. Я не молод, но надо смотреть не на возраст, а что совершено. Строит человек свой театр или экспроприирует чужой.

Розовский из тех, кто строит. В настоящий момент — планы на сезон. Их дополняют «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева и... Вот тут он достает очередную «бомбу»: «Гамлета» Шекспира.

— Марк Григорьевич, тоже мюзикл про принца Датского?

— Ни в коем разе. Считается, что режиссер всю жизнь вынашивает идею поставить «Гамлета». Вот я готов к постановке. Меня спрашивают: «А кто у вас Гамлет?». Если за тридцать лет существования моего театра я не вырастил Гамлета, я должен застрелиться. Однозначно — я не буду никого приглашать, будем рассчитывать на собственные силы. В спектакле будет два состава.

Виктюк теперь по ночам

...Театр Романа Виктюка, отмеченный в последние годы мелкими скандалами со зданием, с арендаторами и актерами, похоже, ожидают серьезные перемены, надеемся, что к лучшему: на пост директора пришла талантливая и необычная актриса Ирина Апексимова — прямая, жесткая, сильная, уж она-то спуска никому не даст. Ей-то мы и задали несколько вопросов:

— Ирина Викторовна, сколь долго продлится реконструкция исторического здания на Стромынке, 6?

— По моим сведениям — два сезона, но самое главное — она наконец начинается! Уже завтра к нам съезжаются рабочие. Это не косметика, а серьезная трансформация всего, потому что здание, по большому счету, не приспособлено под театр. Потребуется перестройка сцены, зрительного зала, всех коммуникаций. И город выделил на это деньги.

— Теперь, кстати, дом на Стромынке целиком ваш? А то были какие-то проблемы с арендой...

— Одним из арендаторов был ресторан «Б...й двор», который выселяли на протяжении последних 15 лет усиленно, никак им не хотелось съезжать. Но мне повезло: я практически их выселила, то есть здание будет целиком наше.

— А вы потом станете кому-то сдавать в аренду?

— Дело в том, что у нас площади исключительно для театра. Для офисов ее просто нет. Так что сдавать скорее всего ничего не будем.

— У Департамента культуры Москвы новая яркая политика, кто-то попадает под раздачу; вы лично как с начальством уживаетесь?

— Я департаменту невероятно благодарна, потому что они меня очень поддерживают — и профессионально, и материально. Дело-то непростое: взять и начать вдруг директорствовать (притом что не оставляю своих позиций актрисы: я — играющий и поющий директор). Их помощь чувствую: немалых денег стоит взять и переехать из нашего помещения на иные театральные площадки, начав бурную гастрольную деятельность.

— Это может быть чревато тем, что просто труппа разбежится?..

— Наша труппа крепкая, а главное, молодая. И в Театре Виктюка они очень много играют, а это для актера главное. А еще мы с Романом Григорьевичем начинаем новую политику: сейчас будем делать «Зимние ночи» (играть в 11 или 12 ночи определенные спектакли); потом запустим экспериментальную студию в рамках театра для поиска молодых режиссеров и драматургов.

— А Роман Григорьевич в добром здравии?

— Он жив, прекрасен, здоров, и у него невероятное количество ярких, безумных идей, которые приходят в голову обычно 30-летним...

— Ваш директорский план-максимум — выжить 2 года на чужих площадках?

— Это план-минимум. Кстати, наши основные площадки — это театры «Ромэн» и «Модерн». Хотя дни не очень удобные — по понедельникам и вторникам, но что делать... будем еще что-то арендовать. Например, в ТЮЗе. А программа-максимум — вернуться с новым, потрясающим репертуаром в свое здание...

— В которое недавно кто-то палил из пистолета?

— Ну да, безумец стрелял ночью в стеклянные двери театра, неприятная история.

— Предполагается ли в новом сезоне привлечение больших звездных артистов под конкретные проекты?

— Ну на это вам лучше ответит Виктюк. Но если будет потребность в возрастном актере (причем дело совсем не в его звездном статусе), то мы можем привлечь, почему нет? А еще готовим копродукцию с очень серьезным западным балетмейстером. Каким — пока секрет!

...Как птица Феникс

Театр «Экспромт». Его руководитель — актриса Людмила Иванова — потрясает и восхищает. После всех постигших ее в последние годы страшных испытаний (потеряла сначала любимого сына Сашу, потом мужа — известного ученого и барда Валерия Миляева) она слегла. Казалось, уже больше не поднимется, тем более что отказали ноги, но... Надо знать Людмилу Ивановну — она возродилась, поднялась, она уже сидит в театре, который сама же основала, хотя и в инвалидном кресле.

— Людмила Ивановна, как вы себя чувствуете?

— Сейчас лучше. На свой день рождения (он был 22 июня. — М.Р.) я сделала себе подарок — села в кресло на 10 минут. А через две недели смогла сидеть уже полтора часа. Сейчас могу выдержать, если надо, восемь, а так — легко 5–6 часов.

Как она говорит, лето провела в своем доме под Тарусой: «Там, мне кажется, живет душа моего Саши». И за лето же три раза встречалась с почитателями своего таланта. Ее «Экспромт», как и многие московские театры, встает на ремонт.

— Где же будете играть?

— Будем играть везде — в школах, в библиотеках, на площадках, где дадут. Уже договорились с Пушкинской, Грибоедовской и Тургеневской библиотеками.

— А вот многие ваши коллеги боятся идти в школу — непрестижно.

— А я не боюсь, работа в школах полностью соответствует тому принципу, которому я следую с самого первого дня работы театра — нести добро, сеять разумное, доброе, вечное.

Нести добро Людмила Ивановна собирается с постановки «Синей птицы» Метерлинка. Начнет репетировать сначала со студентами Славянского университета, где преподает, а потом в постановку войдут актеры ее театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру