Не впервые на манеже

Фарзана Халилова наконец приведет в цирк руководство страны

Ну вот и свершилось: главой Росгосцирка (а это 41 стационарный цирк по стране плюс шапито и различные студии) стала Фарзана Халилова, прежний директор Цирка на проспекте Вернадского. В этот уик-энд она выиграла минкультовский конкурс из семи претендентов на пост. Цирковой люд в общих чертах доволен: г-жа Халилова, еще будучи в Тюменском цирке, показала три своих главных качества: искренне любит артистов — раз, дело их ставит превыше всего и «со своим уставом не лезет» — два, без лишнего самопиара умеет все пробить по матчасти — три.

Фарзана Халилова наконец приведет в цирк руководство страны
Что нужно сделать, чтобы лучшие артисты (Карина Багдасарова — на фото) не покидали систему Росгосцирка?

Мы не знаем точно — подписан ли с нею контракт, но это дело техническое. Механика примерно такая: через месяц Халилова еще раз представит в Минкульт лаконичный план развития Цирковой компании с конкретными «оптимистичными» показателями; через полгода чиновники сверят цифры — справилась или нет. По слухам, контракт с Халиловой будет подписан пока лишь на год для, что называется, острастки — чтоб не расслаблялась. Мало того: опять же по слухам, до ее вступления Росгосцирк ожидает масштабная проверка Счетной палаты и прочих фискальных органов, чтоб «наследство» Фарзане досталось финансово чистое, без сюрпризов...

Накануне выборов «МК» брал у г-жи Халиловой интервью, в котором она постаралась донести свое кредо.

— Фарзана Рахимовна, какие задачи для цирка сейчас приоритетнее — творческие или администраторские?

— Без решения творческих проблем все экономические преобразования становятся бессмысленными! Казалось бы, лично для меня (как директора и администратора с более чем 25-летним стажем) приоритетнее административные и финансовые вопросы, но решая их, я всегда помнила, что главная фигура в цирке Его Величество Артист, и все, что делается, — должно быть максимально направлено для создания условий для творчества.

— Как бы то ни было, на решение любой проблемы (скажем, полное техническое переоснащение 40 с лишним цирков) нужно много денег. Откуда их брать? Ведь Минкульт намекает на систему самоокупаемости... Наверное, государству хотелось бы в итоге сбросить с себя весь этот груз. Возможно ли такое, что лет через... 20 российский цирк на 100% станет частным?

— Советская, а затем и российская цирковая империя создавалась не одно десятилетие, и реформирование ее произойдет не в одночасье. Нашлись же у государства деньги на реконструкцию Большого театра, строительство других затратных культурных объектов! Цирк такая же неотъемлемая часть отечественной культуры. Хотя и сбрасывать все экономические проблемы на госбюджет тоже неправильно. Уверена, если все цирки компании обеспечить хотя бы 60% стабильной заполняемостью зрительных залов, то Росгосцирк сможет перейти на полную самоокупаемость. А что касается вопроса — будет ли через двадцать лет цирк 100% частным: он будет РАЗНЫМ по форме управления и хозяйствования, но главное не в этом: российский цирк будет лучшим в мире и самым прекрасным!

— Иные эксперты кивают на увеличивающееся присутствие в России канадского «Дю Солей»: его экспансия может угрожать?

— Не может. «Дю Солей» не цирк, а шоу с использованием некоторых цирковых приемов и номеров. Да и рассчитано это действо не на все возрастные и социальные группы...

— Как вы относитесь к идее тотального «омоложения» кадров? Один из экспертов сказал мне, что новый руководитель не должен бояться тотальной чистки кадров, потому что много пенсионеров, выход которых на манеж неприятен... Но существует династийность, что называется, связь времен, которые нельзя одним махом рубить!

— «Чистка» — термин, имеющий крайне негативный оттенок. В этом вопросе надо действовать очень корректно. Нельзя забывать, что мы имеем дело с артистами, отдавшими цирку всю жизнь. Вон недавно в Цирке на Вернадского выступал народный артист Тамерлан Нугзаров, отметивший свое семидесятилетие: у кого повернется язык сказать, что этот красавец-джигит должен оставить манеж?! В любом виде исполнительского искусства (в цирке тем более!) решение по каждому конкретному номеру и артисту должно приниматься взвешенно. И не волюнтаристским решением чиновника, а художественным советом мастеров, как это было прежде...

— Согласны вы с тем, что цирк может ориентироваться на разные социальные ниши: один для детей, другой (этакий полутеатр) для интеллектуалов?

— Нет, цирк универсален для всех социальных и национальных групп зрителей. В этом и состоит его феномен. В Цирке на Вернадского было недавно проведено научное анкетирование зрительской аудитории, так вот: возрастная амплитуда зрителей составляет от 3 до 84 лет! Социальные, профессиональные, национальные и имущественные статусы находятся в столь же широком диапазоне. Если это талантливо и интересно — почему бы не создавать произведения, ориентированные на более узкие соцгруппы? Но... на мой взгляд, это обедняет многообразие циркового искусства и относится к шоу, или, как вы правильно выразились, к полутеатру.

— Наш цирк без животных возможен?

— Нет! Не только русский, но и любой другой! Если некое сценическое действо называет себя «цирком», но в нем нет дрессированных животных, — это что угодно, но не цирк.

— Каков был бы ваш первый шаг на посту гендиректора Росгосцирка?

— Я пригласила бы в цирк Президента России и все правительство!

Мнение коллег о Халиловой примерно одинаковое; вот как его формулирует один из самых успешных худруков и директоров Анатолий Марчевский, стараниями которого екатеринбургский цирк процветает:

— Она адекватный и уважаемый человек. Для нас это — НЕ рискованный вариант. Цирк ее знает, Халилова не чужая. Главное, чтобы приоритеты, ею намеченные, со временем никуда не делись, не были забыты, как это иногда бывает. А задачи простые: поднять художественный уровень, ставить нравственные спектакли для всех возрастов; второе — укрепить материальную базу. Чтоб дети не приходили, простите, в цирк вчерашнего дня, где нет хороших буфетов, туалетов, кондиционеров, качественного света и звука...

— Чего боится цирковая общественность (тезисы высказывались, по счастью, не из уст Халиловой): закрыть на хрен часть убыточных цирков, смысла чинить которые нет...

— Да ни в коем случае нельзя этого делать! Я категорически против! Поймите, Росгосцирк живет за счет т.н. «конвейера», и чтоб он работал, нужно не менее 40 цирков. Тогда вы сможете один и тот же номер со слонами привозить в город один раз в пять лет, и он никому не надоест, уже поколение сменится. А если половину нерентабельных сломать, эти же слоны опять к вам приедут через год-два, на них никто не пойдет. Где у нас убыточные цирки? Там, где население 400–500 тыс. человек, не больше. Ну не могут жители Нижнего Тагила, как москвичи, платить за билет 1000 рублей (поход с семьей — уже 4000)! Значит, стоимость должна быть невысокой, а остальное должно компенсироваться государством. Если оно этого делать не будет, дети окажутся не в цирке, а на улице, становясь наркоманами и преступниками. А еще цирк укрепляет семью. Закрой их — число разводов увеличится.

Также о факторах, тормозящих цирковое дело, высказался, открывая сезон, худрук Цирка на Вернадского Леонид Костюк, где Фарзана Халилова только что была директором:

— Во-первых, цирковая профессия (такая трудоемкая и опасная) почему-то менее уважаема и среди руководства страны, да и среди простых людей, чем те же драматические или эстрадные артисты. Цирк до сих пор не признается в России за настоящее искусство. Нонсенс. Во-вторых, сейчас очень трудно работать из-за пресловутого закона о тендерах: вот вы готовите спектакль, так приходится заранее подавать заявки! И вместо восьми современных световых пушек, которые украсили бы шоу, мы смогли приобрести только две. Хотя деньги есть, причем наши собственные...

— Как бы вы прокомментировали ситуацию с Росгосцирком в целом?

— Ситуация сложная. У них свыше 60 предприятий, и только три цирка рентабельные, остальные убыточные. Мало того что цирки сыплются, так и просто хороших номеров не хватает на такое количество. Заслуженные мастера ушли (кто на пенсию, кто из жизни), достойная замена пока не пришла. Я так считаю, что у Росгосцирка есть качественная программа цирков на 15, а их втрое больше. И тут трудно винить прежнее руководство: здесь масса факторов, вон цирковые училища выпускают по 2–3 номера в год...

Любопытно также, что будет теперь с самим Цирком на Вернадского, на который много кто нацеливал глаз, несмотря на всю его успешность при Костюке, но это — отдельная история.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру