Реставраторы попросили у Минкульта Союз

Но выступили против объединения центра Грабаря с Институтом реставрации

27 сентября 2013 в 16:24, просмотров: 7160

Не часто столь интеллектуальная публика собирается в одном месте, даже если это место Большой театр. Более 1200 специалистов в области реставрации из 60 регионов России и еще 12 других государств неспроста все вместе пришли на «Лебединое озеро». После двухдневных дискуссий на 1-м Международном съезде реставраторов они выдвинули резолюцию: пока тезисно, но сформулировали те действия, которые нужны, чтобы возродить профессию, вплеснуть в нее молодую кровь и очистить от непрофессионалов.

Реставраторы попросили у Минкульта Союз
фото: Мария Москвичева

Среди 25 пунктов резолюции больше тех, которые скорее обозначают проблему, чем определяют способ ее решения. Шквал аплодисментов вызвали несколько: касающиеся невозможности саморегулирования реставрационной сферы (эта идея давно обсуждалась) и финансирования консервации объектов культурного наследия, нуждающихся в реставрации (сейчас-то не редкость, когда дряхлеющие памятники архитектуры сносят по-тихому, ночью, как это было зимой с постройками Осипа Бове близ Страстного бульвара). Но главное, что попросили реставраторы, так это позволить им создать собственный союз, внести профессию в соответствующий реестр и оставить систему лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия (то есть не давать кому попало заниматься реставрацией). По одному из пунктов Минкульт уже дал ответ.

— Союз создадим, поддержку субсидиями и место для собраний обеспечим. Тем более что следующий год — Год культуры, и это станет дополнительным стимулом для решения всех проблем, — поспешил заверить реставраторов замминистра Григорий Пирумов.

Заметим, что о движимых объектах культурного наследия, то есть о картинах, скульптурах и других произведениях, говорили меньше, чем стоило бы. Однако большинство специалистов выступило против идеи Владимира Мединского о слиянии ГосНИИР (Государственного научно-исследовательского института реставрации) и Центра Грабаря. Об этом и других волнующих реставрационное сообщество вопросах «МК» поговорил с директором Центра Грабаря Александром Лесовым.

Александр Лесовой

— ГосНИИР и Центр Грабаря — это организации, которые заточены под разные задачи. ГосНИИР — научно-исследовательский институт, который должен разрабатывать методику и технологию, вести исследования. А основная функция центра Грабаря — реставрация музейного фонда РФ. Конечно, методику и научные работы наши сотрудники тоже проводят, но ГосНИИР распространяет методики на всю страну.

— Ключевых госорганизаций, занимающихся реставрацией, всего две. А частных...

— Немереное количество... Многие из них состоят из гендиректора и главного редактора. Выигрывают торги на реставрацию и потом пытаются продать госорганизациям за полцены. Но ни мы, ни ГосНИИР на эти ухищрения не идем.

— Как, по-вашему, реанимировать реставрационное дело как отрасль?

— Во-первых, должна быть целевая республиканская программа по подготовке кадров. Нужно развивать производственные базы, открывать в регионах реставрационные мастерские и готовить кадры на базе существующих университетов, то есть в регионах открывать отделения по реставрации культурных ценностей. Второе — нужно создать для музеев условия хранения культурных ценностей, то есть сделать фондохранилища.

— Какие законы, касающиеся реставрационной сферы, нуждаются в корректировке или принятии?

— Нужно изменить 73-й закон по охране культурного наследия и ввести в него понятие «движимые памятники, музейный фонд». Сейчас там о нас два слова: идет список по памятникам архитектуры, который заканчивается фразой «и иные». Под «иными» подразумеваемся мы... Нужно отменить 94-й ФЗ, пересмотреть новый, 44-й, который вступает в силу с 1 января 2014 года вместо 94-го закона. В нем есть положительные моменты: например, что невозможно снижение цены на тендере по выполнению работ до бесконечности, за счет чего выигрывали мелкие организации. Но в деле реставрации любой закон по закупкам неприемлем, деньги бюджетные, целевые, они должны распределяться Министерством культуры или другим исполнительным органом без проведения торгов. Те организации, которые имеют лицензию и у которых есть штат профессионалов, должны выполнять уникальные работы.

— Есть статистика, если верить которой, 70% русской авангардной живописи на арт-рынке — подделки. Как решать эту проблему?

— Нужно, чтобы экспертизой произведений искусства занималась госорганизация. За 95 лет наработана большая база и экспертиза дает практически 99% результата. Есть много параметров, по которым можно распознать подделку. С этим опытом вы можете познакомиться на нашей выставке, приуроченной к юбилею, в Музее декоративно-прикладного искусства.

Кстати, юбилейная выставка Центра Грабаря, на которой собрано более 1600 экспонатов из 60 музеев страны, где детально и понятно показаны особенности работы реставраторов, открылась в день закрытия съезда. Вышло удачно и своевременно, хоть выставка готовилась независимо от съезда.



Партнеры