Мы не будем пересказывать конфликт 20-летней давности, из-за которого (или благодаря которому, — кто как считает) на свете появилось «Содружество актеров Таганки» — то же здание, только вход с Земляного вала. Напомним лишь события от ноября 2011 года, когда на волне эйфории «руководители двух Таганок пожали друг другу руки»: Золотухин и Губенко договорились о «хозяйственном объединении» — общем доступе к техническим коммуникациям, и губенковцам — как говорили тогда — не пришлось строить автономную бойлерную.
Но, конечно, все спрашивали Золотухина об общих творческих планах: «Они возможны, но как это будет — я пока не знаю. Дело будущего. Возможно, его актеры будут играть у нас, а наши — у него...». Губенко тогда отозвался более конкретно: «Прошу не пугать всех нашим объединением! В 1993-м нас расчленили. И как теперь можно сшить сиамских близнецов? Пока живы 1-е, 2-е и даже 3-е поколение таганковцев — мы никогда не будем вместе. Ибо та мерзость, та гадость и лицемерие, которые были посеяны разными людьми, неистребимы в памяти».
Вот, собственно, в этом и заключается, наверное, ответ, почему «Содружество» даже не озадачилось вопросом отменить вечернее представление.
Для уточнения ситуации мы позвонили двум заслуженным артистам, играющим в комедии «Женитьбы Бальзаминова». И они были категоричны.
— Скажите, была ли перед спектаклем минута молчания? — Спрашиваем у Лидии Савченко.
— Нет, ничего такого.
— А кто-то хотел отменить спектакль?
— Не слышала об этом. А почему надо отменять?
— Ну как — там похороны, тут — комедия...
— Это вопросы к нашему руководству.
— А кто-то из актеров «Содружества» ходил прощаться?
— Конечно. Кто дружил лично — тот ходил.
— А Губенко?
— Губенко нет, у него, кажется, была сдача спектакля.
— А вы знали Золотухина?
— Конечно, знала. И работала с ним вместе. Я же со старой Таганки. Но особой дружбы не было между нами. Вы поймите, мы — совершенно другой театр.
— Но Губенко с Золотухиным, вроде, помирились в 2011-м...
— Да они и не ссорились. Но мы — другие. Знаю, что Золотухин предлагал какое-то творческое объединение, но Губенко на это не пошел — зачем снова проходить сквозь все эти конфликты с Любимовым...
— Вы играли вчера на малой сцене?
— Да, на малой. А на большой, вроде, шел спектакль какой-то антрепризы...
Позвонили мы также и артисту Михаилу Басову (в спектакле исполняет роли Неуеденова, Чебакова):
— Минуты молчания не было?
— Не было. Два разных театра, я, например, даже не знаком с Золотухиным был, никогда его не знал... Кто-то, с ним работал, вероятно, его поминал. А у нас такого не было. Смысла вопроса не понимаю.
— Да зрители вокруг театра ходили и спрашивали — что раз в любимовской все отменили, то и в губенковской отменят...
— Да с какой радости? Другой театр. 20 лет нашему театру исполняется 22 апреля. Почему мы должны. Ну что, если умер замечательный человек, то во всех театрах должны отменять спектакли?
— Ну... знаете как люди ждали — что в какой-то момент объединение произойдет.
— Ну мало ли что люди ждали. Они и конца света ждали. И что теперь?