«Золотая маска» устроит карнавал

Москва увидит театр кукол для слепых

14 ноября 2013 в 18:24, просмотров: 2610

Фестиваль-премия «Золотая маска» в 20-й раз начнет гонку спектаклей в Москве 25 января 2014-го. В юбилейном сезоне театры со всей страны освоят не только разные сцены, но и городское пространство. К тому же начнут работу с детской аудиторией и людьми с ограниченными возможностями. Пока же эксперты в области музыкального, драматического и кукольного театра отсмотрели 767 спектаклей и представили столичных и региональных номинантов премии.

«Золотая маска» устроит карнавал
фото: Виктория Лебедева
Один из московских номинантов — пьеса-парабола «Добрый человек из Сезуана» (театр им. Пушкина).

— В этом году основная тема — роль театра в жизни общества и города, — торжественно заявила гендиректор фестиваля Мария Ревякина. Именно поэтому «Золотая маска» начнется уже в декабре 2013-го всенародным карнавалом в парке Горького. Кроме того, основную театральную программу будет обрамлять фотоинсталляция в ГУМе, созданная художниками и Театральным музеем Бахрушина, и юбилейная фотовыставка прямо на улице — в Столешниковом переулке. Организаторы фестиваля хотят превратить в театральные площадки улицы, кафе, магазины, салоны красоты...

фото: Виктория Лебедева
Сцена из постановки «Добрый человек из Сезуана».

Если верить экспертам, 20-й сезон «ЗМ» пройдет под знаком возрождения.

— Мы видели, как театр ограниченных возможностей превратился в театр безграничных возможностей, — рассказывает Елена Ковальская, эксперт по драматическому театру. — Театр вышел за свои пределы, стал вовлекать в действо аудиторию. Распространился социальный тренд: например, один из номинантов в этом году — театр кукол для слепых. Ощущение взлета театра — во всех регионах: от Зеленограда до Ханты-Мансийска и Кургана.

Лариса Барыкина, эксперт по музыкальному театру, заявила, что ренессанс ренессансом, но есть и вторая тенденция — отсутствуют явные лидеры, но множится крепкий «средний слой» постановок. Да еще и началась эпоха «тектонического сдвига между жанрами».

— Схема деления по номинациям трещит по швам, — с восторгом сообщает она. — Если раньше новацией была гибридная форма, то сейчас мы причисляем к экспериментам новые трактовки содержательного плана. Но драматические театры массово запели, появились пластические спектакли — эти постановки невозможно жанрово классифицировать. Похоже, надо придумать номинацию «гибрид»!

Музыкальные эксперты составили подробный реестр: 112 спектаклей они просмотрели живьем, больше сотни — на видео, а центрами театральной жизни в регионах назвали Пермь, Екатеринбург и Новосибирск. Кроме того, чтобы уравнять условия, решили не рассматривать спектакли под фонограмму. Однако, несмотря на жесткий отбор, в списке номинантов можно увидеть аж три «Весны священных»: из Мариинки, Большого и Новосибирского театра оперы и балета. Не отстал и «Евгений Онегин» — свои постановки по Пушкину представляют Театр Вахтангова, Михайловский из Петербурга и новосибирский «Факел».

фото: Виктор Васильев
Номинант на «Золотую маску» из Петербурга — «Враг народа» Малого драматического театра.

В номинации «драма/спектакль большой формы», конечно, больше московских и питерских постановок, а вот в малой форме театры из Воронежа, Ярославля, Лысьвы и Казани захватили практически все позиции. Жанр оперетты в этом году окончательно смешали с мюзиклом, к вящему неудовольствию критиков («и тут гибриды!»). А вот балеты, не потеряв ни в форме, ни в содержании, в основной массе испытали «переносы» — сменился весь актерский состав.

Если спектакли — номинанты премии остались русскими, то в новом проекте фестиваля «Контекст» примут участие зарубежные гости: «Atomos» в постановке Уэйна Макгрегора (режиссер изучает создание танца с помощью новейших научных технологий) и одноактные балеты Los Angeles Dance Project (в их программе постановки Форсайта, Каннингема и Мильпье). Фестиваль откроется в Москве 25 января 2014-го, и до 17 апреля москвичи смогут наслаждаться шедеврами всех видов театрального искусства.



Партнеры