«Подиум» комических масок

Международный конкурс театральных школ стартовал в институте им. Щукина

Обычно в фестивале «Подиум» участвуют дипломные постановки студентов театральных школ, но в этом году на большой сцене Вахтанговского театра — большой ремонт. Поэтому оценивать будут не готовые спектакли, а учебный процесс драматического театра… Нет единого рецепта к успеху — уверены члены жюри и выдвигают новый лозунг конкурса: «Как мы учимся».

Международный конкурс театральных школ стартовал в институте им. Щукина

— Это скучно, нудно, тяжело, но это школа, — заявляет со сцены главного зала «Щуки» Алексей Коручеков, руководитель нашей, московской группы конкурсантов. И тут же погружает зрителей в учебный процесс — рождение «комедии масок»…

По бокам сцены бесшумно проходят молодые люди в черном. Ни единой эмоции на лице. Правда, на каждый шум в зале они оборачиваются и замирают. Это — материал для комедии масок.

— Здесь пять человек. Один из них — протагонист, как в древнегреческой комедии, остальные — хор, — поясняет недоумевающим зрителям Коручеков. — На каждый шум они будут оборачиваться, но это — часть игры.

За этой игрой можно наблюдать часами. Протагонист делает шаг — и остальные перемещаются вслед за ним. Но есть условие: сгруппироваться 2 на 2, или 1 к 3. Главный артист смотрит на кого-то из хора — и меняется с ним ролями. Теперь другой — протагонист. Как поясняет руководитель, это упражнение помогает студентам-артистам ощутить себя здесь и сейчас и каким-то шестым чувством ощутить перемещения партнеров.

Второй шаг обучения — молодые люди надевают на лица подобие масок: белые картонные круги с малюсенькими дырочками для глаз. И повторяют свою игру.

— За ошибки мы караем аплодисментами, — хитро улыбается постановщик этого действа.

Для того чтобы родилась комедия масок, требуется множество упражнений: движения протагониста и хора должны стать слаженными, они должны чувствовать друг друга, даже не видя; кроме того, когда появляется маска, нейтральное выражение сменяется характером.

И вот они — краснолицая дама, серебристый юноша в красном колпаке, некто с крючковатым носом… Артист должен родиться заново в своей маске — за несколько секунд, пока он держит маску в руках, нужно оценить тип ее дыхания, голос, характер движений и изгиб позвоночника. Раз-два-три — маски на лицах, а на сцене уже не молодые люди без эмоций на лице, а скрюченные, хихикающие, повизгивающие и подергивающиеся герои неизвестного спектакля. Им приходится импровизировать и тут же придумывать свою историю.

Вот, например, Петр. Маска говорит томным голосом Сергея Зверева. А вот — Фаина, краснолицая женщина с печально опущенными плечами, которая на вопрос режиссера, замужем ли она, отвечает:

— Муж?.. Ну-у…был!

И тут начинается: маски болтают между собой, прямо здесь и сейчас придумывают невероятные истории из своей никогда не существовавшей жизни. Их становится больше — теперь они чихают, прыгают, поют, стонут… Кажется, что это первый круг ада.

Но вот бесконечное вращение заканчивается, подготовительный этап пройден. Итог работы — два Арлекина (их, кстати, играют две молодые девушки, хотя быть Арлекинами хотела вся мужская половина курса) готовят воображаемый плов…

Маски, в которых ребята выступали, сделаны их же руками по образцу венецианских — и после «игры» эти жуткие личины раскладывают перед сценой.

Пути к актерскому совершенству у каждой школы разные — организаторы хотели увидеть все возможные подходы. Поэтому в этом году экспертный совет (в него вошли Константин Райкин и мастера-режиссеры Щукинского института) оценит методику обучения 11 театральных школ. Кроме студентов Щуки трехдневный фестиваль увидит конкурсантов из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Питера и даже с Алтая. Будут и зарубежные гости — из Украины, Кореи, Италии и США.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру