— Это скучно, нудно, тяжело, но это школа, — заявляет со сцены главного зала «Щуки» Алексей Коручеков, руководитель нашей, московской группы конкурсантов. И тут же погружает зрителей в учебный процесс — рождение «комедии масок»…
По бокам сцены бесшумно проходят молодые люди в черном. Ни единой эмоции на лице. Правда, на каждый шум в зале они оборачиваются и замирают. Это — материал для комедии масок.
— Здесь пять человек. Один из них — протагонист, как в древнегреческой комедии, остальные — хор, — поясняет недоумевающим зрителям Коручеков. — На каждый шум они будут оборачиваться, но это — часть игры.
За этой игрой можно наблюдать часами. Протагонист делает шаг — и остальные перемещаются вслед за ним. Но есть условие: сгруппироваться 2 на 2, или 1 к 3. Главный артист смотрит на кого-то из хора — и меняется с ним ролями. Теперь другой — протагонист. Как поясняет руководитель, это упражнение помогает студентам-артистам ощутить себя здесь и сейчас и каким-то шестым чувством ощутить перемещения партнеров.
Второй шаг обучения — молодые люди надевают на лица подобие масок: белые картонные круги с малюсенькими дырочками для глаз. И повторяют свою игру.
— За ошибки мы караем аплодисментами, — хитро улыбается постановщик этого действа.
Для того чтобы родилась комедия масок, требуется множество упражнений: движения протагониста и хора должны стать слаженными, они должны чувствовать друг друга, даже не видя; кроме того, когда появляется маска, нейтральное выражение сменяется характером.
И вот они — краснолицая дама, серебристый юноша в красном колпаке, некто с крючковатым носом… Артист должен родиться заново в своей маске — за несколько секунд, пока он держит маску в руках, нужно оценить тип ее дыхания, голос, характер движений и изгиб позвоночника. Раз-два-три — маски на лицах, а на сцене уже не молодые люди без эмоций на лице, а скрюченные, хихикающие, повизгивающие и подергивающиеся герои неизвестного спектакля. Им приходится импровизировать и тут же придумывать свою историю.
Вот, например, Петр. Маска говорит томным голосом Сергея Зверева. А вот — Фаина, краснолицая женщина с печально опущенными плечами, которая на вопрос режиссера, замужем ли она, отвечает:
— Муж?.. Ну-у…был!
И тут начинается: маски болтают между собой, прямо здесь и сейчас придумывают невероятные истории из своей никогда не существовавшей жизни. Их становится больше — теперь они чихают, прыгают, поют, стонут… Кажется, что это первый круг ада.
Но вот бесконечное вращение заканчивается, подготовительный этап пройден. Итог работы — два Арлекина (их, кстати, играют две молодые девушки, хотя быть Арлекинами хотела вся мужская половина курса) готовят воображаемый плов…
Маски, в которых ребята выступали, сделаны их же руками по образцу венецианских — и после «игры» эти жуткие личины раскладывают перед сценой.
Пути к актерскому совершенству у каждой школы разные — организаторы хотели увидеть все возможные подходы. Поэтому в этом году экспертный совет (в него вошли Константин Райкин и мастера-режиссеры Щукинского института) оценит методику обучения 11 театральных школ. Кроме студентов Щуки трехдневный фестиваль увидит конкурсантов из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Питера и даже с Алтая. Будут и зарубежные гости — из Украины, Кореи, Италии и США.