По ком кричит Таганка

Премьера спектакля «Репетиция оркестра» заставила публику покидать зрительный зал до окончания постановки

8 декабря 2013 в 18:04, просмотров: 7261

После ухода Юрия Любимова из Таганки театр лихорадит. Скандалы следуют один за другим, сменяя друг друга как времена года. Каждый новый вздох там как извержение вулкана. Только эта вулканическая активность уже всем порядком надоела. И вот теперь новый виток «таганских страстей»: во время премьеры спектакля «Репетиция оркестра» зрители покидают зал. А некоторые и вовсе кричат «позор!».

По ком кричит Таганка
фото: Михаил Ковалев

Для начала кратко изложим подоплеку произошедшего. Театр на Таганке в рамках празднования своего 50-летия осуществляет проекты, шефство над которыми имеют молодые режиссеры, актеры, художники. Первым таким «номером» юбилейной программы стала опять же скандальная выставка Ксении Перетрухиной в фойе Таганки «Попытка альтернативы», еще больше углубившая раскол в театре на «старую гвардию» и «новичков».

Теперь масла в огонь подбавил спектакль «Репетиция оркестра» — документальная постановка молодого режиссера Андрея Стадникова. Причем этот спектакль не столько об актерах, сколько о тех людях, которые, десятилетиями работая в театре, не поднимаются на сцену. Так, актеры ведут свои монологи не только от лица артистов, режиссеров, но и билетеров, поваров, уборщиц, рассказывают о том, как они попали в театр, и рассуждают о его будущем. И у зрителей эта «Репетиция» вызвала скорее недоумение, чем понимание: не зря некоторые из них покидали зал «по-английски», даже не дождавшись перерыва на антракт. Были в зале и так называемые провокаторы, которые теперь высказывают свое «фи» по отношению к молодой команде театра не где-то в темных глубинах закулисья, а прямо перед зрителями — во время спектакля. Выкрикивая неприятные для находящихся на сцене актеров реплики вроде «уйдите со сцены!», «позор!», «прекратите уже!», они выливали всю бурлящую «кухню» театра прямо на зрителей. И многие люди в зале так и не поняли: это были специально обученные люди или «штатные провокаторы».

Что думают о произошедшем сами актеры, задействованные в постановке, понять не так легко. Артисты Таганки будто скрываются: так просто их на разговор о постановке не выведешь. Но вот, например, Елизавета Высоцкая — одна из актрис, участвующих в «Репетиции оркестра», считает, что такая реакция зрителей на постановку была вполне ожидаема.

— Для Театра на Таганке этот спектакль неоднозначный, — говорит Елизавета. — Это некое современное действо. Было понятно, что если на эту постановку придет публика, которая привыкла видеть «любимовские» спектакли, то она, мягко говоря, очень удивится.

Неоднозначная реакция зрителей не стала сюрпризом и для директора Театра на Таганке Владимира Флейшера.

— По-другому и быть не могло, — считает Владимир. — Раз люди неравнодушны, они реагируют, стало быть, это вызывает интерес. Спектакль очень тепло раскрывает отношение сотрудников театра к нему. Тем более что речь идет о сотрудниках, которые работают в театре десятилетиями и не выходят на сцену, — это замечательная закулисная театральная гвардия.

— Будет ли этот спектакль присутствовать в репертуаре театра?

— Этот спектакль, как и многие проекты, находится в программе юбилейного года. Постановка задумывалась как спектакль, напоминающий зрителю о том великом вкладе, который внес Юрий Любимов. Там и декорации из его спектаклей присутствуют. А что будет с этой постановкой дальше — посмотрим.



Партнеры