Онегина освистали в Париже

Завершились гастроли Вахтанговского театра во Франции

6 февраля 2014 в 13:57, просмотров: 38472

Свист вперемежку с топотом ног 800 зрителей — таков финал гастролей Театра Евгения Вахтангова, которые вчера ближе к полуночи завершились в столице Франции. 10 минут продолжалась овация, пока наконец черный занавес не скрыл актеров от зрителей. Актеры были счастливы, потому что победили, доказав, что на театральном поле русские артисты пока остаются самыми сильными. С подробностями из театра в Бобиньи — обозреватель «МК».

Онегина освистали в Париже
фото: Михаил Гутерман

Я стою у решетки, отделяющей зал от выхода, и вижу, как какой-то мужчина с длинными седыми волосами и в легкой, не по погоде, рубашке с верхнего ряда бежит к сцене. Не упал бы, — думаю я, — все-таки немолодой уже. А он остановился у третьего ряда и, сложив руки как на молитве, смотрит на сцену, на артистов. А те взялись за руки и выбегают, выбегают к залу, который вскочил, свистит и улюлюкает. Взаимное счастье, не хватает только братания. Самые опасные гастроли в истории вахтанговцев завершены.

Почему опасные? Потому что привез театр в Париж не Чехова и не Достоевского, не Булгакова и даже не Островского, которого в Европе плохо, но все-таки знают. А привезли светоча русской литературы, напрочь незнакомого французам, к тому же поэтического (несколько лет назад в Авиньоне была показана только драма «Борис Годунов» в постановке Деклана Доннеллана с русскими артистами).

— Надо признать, что не только пушкинский роман в стихах здесь не знают или знают единицы, но не знают режиссера Туминаса и наших звезд, — говорит мне Елена Герасева, опытный продюсер с репутацией, которая вместе с партнером, Антоном Лошаком, в свое время открыла для Франции театр Погребничко, Фоменко и Коляды. — Маковецкий, Максакова, Вдовиченков, я не говорю про молодых актеров — их только теперь открывают. Профессионалы с завистью говорят, что «ваши артисты могут все». Это невероятно приятно слышать, тем более что так оно и есть.

На последний спектакль пришли известный режиссер Матиас Лангхоф (Москва помнит его великолепного «Ревизора», показанного на Чеховском фестивале), Маша Макеев, директор национального театра Ля Крие в Марселе, Юргос Лукас, директор Лионской оперы и международного театрального фестиваля в Афинах, Жером Клеман, директор Осеннего парижского фестиваля, Эскобар, директор театра Пикколо в Милане, Гильен Гальен, известный актер Комеди Франсез.

Беатрис Уплен, актриса и режиссер, вся в эмоциях:

— Во Франции, уверяю вас, в настоящий момент сделать такой спектакль просто невозможно. Фантазия и талант Римаса Туминаса творит на сцене чудеса, и для меня непостижимо — как он смог такое придумать и воплотить на сцене. Блестящая сценография, она не мешает, не выпячивает себя, но создает неповторимый визуальный образ. Музыка согревает зал, наполняет его, следует за сюжетом и помогает актерам. Блестящий актерский ансамбль из разных поколений труппы работает как слаженный механизм.

Спрашиваю директора Вахтанговского Кирилла Крока:

— «Онегина» посмотрело в эти дни много профессионалов. Поступили ли от кого-нибудь приглашения приехать на следующий год? Участвовать в фестивалях?

— У нас уже есть интересные предложения на следующий год с «Онегиным» отправиться в турне Марсель — Амьен — Лион — Канны. Юргос Лукас позвал нас на Афинский фестиваль, а в Милан — Театр Стреллера. В феврале через год спектакль покажем в «Барбакане» в Лондоне.

Интересная деталь — перед гастролями московского театра в книжную лавку театра в Бобиньи завезли около тысячи экземпляров книги «Евгений Онегин». К концу второго спектакля не осталось ни одного экземпляра.

Париж.



Партнеры