А Хлестаков-то душка!

В театре Покровского ревизора искали среди зрителей

5 марта 2014 в 17:45, просмотров: 2621

...Свершилось чудо — аншлаговая опера «Ревизор» пера Владимира Дашкевича вышла уж в третьей редакции в Камерном театре имени Бориса Покровского. Добавился лирический дуэт Маши и Хлестакова, добавилась сцена гадания Маши (либретто Юлия Кима)... а главное, Хлестаков-то теперь не просто плут из плутов, а плут романтичный, искренний, легкий — час назад проигрался в пух и прах, а уж возбуждается новой интрижкой! Короче, белая ворона средь жлобья. Но самое страшное зрителя ждет в конце: приезд самого Черта из Санкт-Петербурга...

А Хлестаков-то душка!
Фото предоставлено театром Покровского

...Городничий медленно спускается в зал со сцены, чиновничья свора — за ним. У каждого в руке свеча, огонек весело пляшет, а черные гримасы на лицах, как двуликие Янусы — то усмехаются, то грозят преисподней. Они долго вглядываются в лица почтеннейшей публики — а не ты ли часом ревизор? Зрители отводят глаза. Музыка все мрачнее, пока... пока не появляется он — молниеносный и веселый, словно сантехник из фильма «Афоня», господин Хлестаков, свет — среди смрада глуповского города. Постановку комментирует сам «виновник торжества» — Владимир Дашкевич (ему, артистам и режиссеру Ольге Ивановой 20 минут аплодировал зал):

— А что, ваш Хлестаков (Борислав Молчанов) и вправду порядочный человек?

— Порядочный не порядочный — это не к нему. Он игрок, человек азартный, и деньги ему нужны не для того, чтоб положить в кубышку, а чтобы тут же пустить по ветру. Он хочет быть любимцем Фортуны. Иногда это удается, иногда нет. Но он легкий, а остальные — тяжелые...

— Остальные — ворье на ворье?

— Не все. Маша — просто романтическая девочка типа Татьяны Лариной. Она (по ходу дела) поет «Не покидай меня, весна», поет песню «Соловей»... взять хотя бы их дуэт с мамашей: к чему он? Они боятся, что вся их жизнь пройдет впустую, ибо понимают, что их город — исчадие ада, где ничего хорошего с ними не случится. Они в отчаянии. Поэтому сам приезд Хлестакова для них — подарок судьбы, чем бы это ни кончилось. В этом их отличие от мужчин-чиновников, ведь для мужей приезд ревизора — это вопрос барыша, расчета, всего того, что мы называем скучными вещами типа коррупции. А для маменьки и Маши это невероятная интрига. Приехал такой весь из себя петербургский сердцеед, Казанова, ради которого они готовы на все. Причем Маша действительно в него влюбилась, и ее страдания в финале есть страдания искренние. Ее сердце разбито.

— Ну а тогда что же, концовка с немой сценой смыслово ничего не означает?

— Кстати, Гоголь тонко убрал Машу из немой сцены. То есть он ее жалеет. Концовка в данной постановке такова — слова ревизора провозглашает сам Черт. На место этого несмышленого мальчугана Хлестакова прибыл жуткий человек, который всех этих городничих в бараний рог свернет. Они и в Сибирь пойдут, отдадут ему свой бизнес, если Черт захочет — г-н Ревизор совсем другого масштаба коррупции.

— Бросилось в глаза то, что Городничий харизматичен, а остальные на одно лицо.

— Это потому, что Городничий — это архетип. Как Черномырдин. Как Собакевич. Крупный человек, который любит власть, выжимает из нее все, что та может дать. Но он не петербургского масштаба, он не будет убивать людей ради наживы. Он не ровня питерским. Хотя сам по себе и крутой. Хлестаков — противопоставлен ему. Ловелас чистой воды. Хлестаков не упустит случая приударить, но он настолько наивен, что незаметно сам влюбляется, совершенно нерасчетлив. В этом смысле мне не очень близка сцена, когда он бросает деньги Маше под ноги — это, мне кажется, мимо его характера. Он ничего не покупает, он искренен. И, конечно, должен был бы с Машей быть близок ночью...

— А у Гоголя есть на то указание?

— Сколько дней и ночей Хлестаков провел в доме Городничего — не сказано. Но хотя бы ночь точно. И в его характере этим воспользоваться. И будь я режиссером, с удовольствием бы добавил сцену, когда Хлестаков идет к зрителю, объявляя тем самым глобальную взяточную кампанию — забирая деньги у каждого в зале...



Партнеры