Мавзолей в 2017 году

Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель московского государственного театра «Ленком»

Марк ЗАХАРОВ, художественный руководитель московского государственного
театра «Ленком»

тестовый баннер под заглавное изображение

Незабываемый, но еще даже не наступивший 2017 год!..

Роковой год неумолимо приближается к нам вместе с другими столетними юбилеями — четырехсотлетием царственного дома Романовых, фантастическим экономическим подъемом Российской империи, началом Первой мировой войны и т.д… Все это и многое другое не идет, однако, ни в какое сравнение со столетием октябрьского переворота. Сто лет назад на наше Отечество обрушились беды, последствия которых по сию пору кровоточат в нашем сознании. Ленинский план превращения европейской войны в гражданскую воплотился самым чудовищным образом, породив крах национальной экономики, голод, разруху и бесчисленные человеческие жертвы. Это только кажется, что мы что-то забываем, ворчим на молодежь — ничто в нашей национальной памяти не исчезает; то, что кажется забытым, очень скоро вновь всплывает в исторической памяти новых поколений. Планомерное, сатанинское искоренение православия, средневековые казни, ленинский «красный террор» и варварское разграбление храмов до сих пор вселяют суеверный ужас в иерархов РПЦ, во всяком случае, они боятся не то чтобы проанализировать антирелигиозную политику Ленина, но даже просто упомянуть, например, о жесточайшей травле и умерщвлении святейшего патриарха Тихона.

В лихие девяностые Б.Н.Ельцин задумал создать монументальное изваяние в память о братоубийственной бойне. Решение он принял смелое и вопреки мнению обидчивых ветеранов (хотя это типичный постсоветский миф — об обязательной дремучей глупости тех, кому перевалило за 70) президентский указ 1997 года назывался «О возведении памятника россиянам, погибшим в годы Гражданской войны», что примечательно, без привычного разделения каких россиян — красных или белых.

Помню, как я был приглашен в рабочую группу по созданию подобного памятника и как проникся оптимизмом — мне показалось тогда, что это чрезвычайно своевременная идея: в девяностые наше общество трагическим образом приблизилось к угрозе новой кровопролитной смуты. Первые заседания рабочей группы были действительно проникнуты оптимизмом, пока к нам не примкнули Зураба Церетели. Именно он ликвидировал сначала оптимизм, а потом и работоспособность новых демократических созидателей. Церетели не сделал ничего плохого — он всего лишь объяснил всю технологическую сложность поставленной перед нами цели; даже на самой ранней стадии замысла нам предстоял чудовищный объем работы с разного рода правовыми и градостроительными документами. Об этом Церетели знал не понаслышке, отлаживая многие годы бесперебойную работу конвейера своей фабрики по производству монументов. Он рассказал, что такое работа с чистого листа, без денег и конструктивных идей, каков необходимый штат технических сотрудников, каковы ожидающие нас чиновничьи подвохи, барьеры и т.д.

Я бы не стал так подробно описывать наши творческие мытарства, но именно в это самое время меня вновь посетила мысль, которую я частично высказывал однажды в прямом эфире телепрограммы «Взгляд» — о христианском захоронении Ленина.

С тех пор прошло много времени. В человеческих мозгах (пусть далеко не во всех) произошла определенная естественная коррекция. Мы узнали много нового о языческом захоронении в центре православной столицы и о самом выставочном объекте. Мы даже прочли новые, прежде засекреченные архивы, в том числе многочисленные ленинские записочки с постоянными резолюциями: «Расстрелять! Расстрелять! Расстрелять!..» Мы также увидели по телевидению примечательный фильм Павла Лобкова, где были подробно показаны регулярные издевательства над ленинским трупом — выпотрошенного покойника, имитирующего коммунистические мощи, периодически полощут в засекреченном спецрастворе. Разумеется, дело это дорогостоящее, хлопотное, отчасти постыдное. Похоже на воинствующее святотатство, учитывая тот факт, что в Москве, оказывается, припасено еще два запасных трупа на всякий случай. (Об этом сообщалось в открытой прессе.) Кроме того — ленинский муляж не напоминает умершего Ленина. Перед смертью покойник выглядел иначе, что подтверждают сделанные в Горках фотографии. Очевидно, что в Мавзолее выставлено своеобразное художественное произведение — улучшенный, тщательно загримированный экспонат, но никак не «коммунистические мощи», о чем размышляют некоторые марксистские мыслители.

Эти леденящие душу лирические отступления для особо закаленных читателей мне понадобились для того, чтобы осторожно предположить, что к 2017 году может резко возрасти количество сторонников христианского погребения бывшего вождя, хотя сегодня уже зафиксировано их четкое большинство в социологических опросах. Может быть, в 2017 году даже самые упертые марксисты-ленинцы облегченно вздохнут, если ленинский труп, как того требовали родственники, будет, наконец, предан земле.

Наш президент недавно подробно остановился на национал–предательской роли Ленина в годы Первой мировой войны. По моему мнению, это смелое, очень своевременное и судьбоносное заявление лидера великой страны. Надеюсь, оно поможет нам по-христиански простить Ленина за его преступления против человечности и похоронить по-божески.

А в заключение — самое главное.

Мавзолей, созданный Щусевым, — есть выдающееся архитектурное сооружение. Так умело и вдохновенно вписать в исторический облик древней площади новый центрообразующий объект — гениальная творческая акция. Но пишу я это не во славу Щусева, который в этом не нуждается, — я осторожно обдумываю тот несомненный факт, что к столетнему юбилею октябрьского переворота и далее к столетию начала братоубийственной бойни, которая унесла жизни 15 миллионов наших соотечественников, Мавзолей может обрести новое историческое качество. Я убежден: лучшего памятника гражданской войне в России быть не может!

После захоронения Ленина Мавзолей должен остаться на Красной площади как монумент всенародной памяти и скорби, как неотъемлемая часть нашей многострадальной истории. Не знаю, что должно быть написано над входом, может быть, лишь одни памятные цифры: 1918—1922 гг.

И, возможно, после этого события будущие руководители государства, ведущие партийные лидеры, известные общественные деятели, как, впрочем, и все граждане РФ не будут испытывать неудобства от прагматической конструкции Мавзолея. Памятник архитектуры имеет право функционировать разнообразно, в том числе и как трибуна. Люди, стоящие на Мавзолее, не будут топтать захоронение. Это важное обстоятельство. Исчезнет кладбищенский дух. Когда?.. Не сразу! Нужен интервал во времени. Если уцелеют Земля, Солнце и сохранится Россия — через 1—2 поколения!..

Конечно, я хорошо осознаю утопический характер моих иллюзорных идей. Хуже того — предложений. Но мы все живем в обстановке праздных мечтаний. Мы постоянно вовлекаемся в утопии. Достаточно упомянуть борьбу с коррупцией в судах и высших эшелонах власти.

Как у каждого радикального демократа, у меня есть, разумеется, в запасе и другие спорные суждения. Мне кажется, что в будущем, сразу после 2018 года (а может быть, и раньше), реальностью может стать музей русской воинской славы, где рядом с героями революции займут свое место выдающиеся деятели Белого движения.

Я не говорю сейчас о блистательном исследовании под редакцией Андрея Зубова «История России. ХХ век», где дана объективная, напрочь лишенная советской мифологии многослойная картина российского бытия, в том числе глубоко проанализированы особенности Белого движения. Конечно, это тема для отдельного серьезного разговора, а не для поверхностного упоминания. В последнее время лично я также высоко оценил серию телевизионных документальных фильмов с замечательными комментариями Никиты Михалкова, раздвинувшими границы нашего исторического пространства; героический путь Белой добровольческой армии, «Ледяной переход», жизнь русских воинов и их потомков в изгнании — все это теперь неотъемлемая часть нашей истории. Мы стали свидетелями документальных кадров, запечатлевших встречу в Париже Владимира Владимировича Путина с потомками вынужденных русских иммигрантов на фоне знамен и реликвий Белой армии. Президент поблагодарил этих людей за их гордую память, за сохранение героических традиций, за святой патриотический дух русского воинства.

Каждое спорное историческое суждение хочется завершать упоминанием о позиции президента. Это полезно знать моим единомышленникам и многочисленным оппонентам. И еще очень хочется дожить до 2017 года, чтобы посмотреть, чем все это кончится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру