Как выйти в космос со всеми удобствами

Завершается сборка уникального орбитального модуля «Наука»

Более комфортные условия труда и быта обеспечат российским космонавтам на орбите уже к концу наступившего года. В Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П.Королева завершается сборка и начинаются заводские испытания современного модуля для Международной космической станции (МКС).

Завершается сборка уникального орбитального модуля «Наука»
Модуль "Наука"

Многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) «Наука» позволит поставить на поток российские научные космические эксперименты в области биотехнологии, медицины, геофизики, технологии связи и получения новых материалов. Его запуск с космодрома «Байконур» запланирован на декабрь 2013 года. А «МК» выяснил, как изменится жизнь космонавтов с появлением у них нового помещения.

Замысел создать этот модуль возник в РКК «Энергия» еще в 2006 году. Пока шла разработка МЛМ, в корпорации изготовили и ввели в состав МКС малые исследовательские модули «Поиск» и «Рассвет». Однако их не хватало для полноценной научной деятельности. Аппарата, равноценного «Науке», по размерам и функциональности на станции еще не было.

Итак, чем же «напичкали» его создатели? Внутри него размещено 16 универсальных рабочих мест для подключения научных приборов (в Columbus и Kibo их по 10). Теперь уйдет в прошлое теснота, вечно сопутствовавшая нашим космонавтам. Причем в отличие, к примеру, от американского модуля, в «Науке» оборудованы рабочие места и снаружи. Это сложные кронштейны, на которые после запуска модуля космонавты во время их выхода в космос в скафандрах будут устанавливать радиолокаторы, телескопы и другие сложные приборы. Некоторые из них – на специальных платформах наведения, которые смогут поддерживать ориентацию на заданную точку пространства. Однако без особой необходимости космические лаборанты покидать МЛМ не будут, – все-таки это опасное и дорогостоящее мероприятие. Если понадобиться просто выставить прибор с образцами каких-нибудь материалов наружу, в открытый космос, космонавты сделают это при помощи специального шлюза, даже не облачаясь в скафандры.

Модуль "Наука" в разрезе

Шлюз – это цилиндрическая камера объемом примерно полтора кубических метра. Она будет установлена на одном из боковых люков МЛМ. Чтобы вынести прибор в вакуум, космонавту понадобится лишь поместить его в камеру изнутри, закрыть внутренний люк и подать команду на автоматическое открытие внешнего. Специальные выдвижные направляющие вынесут предмет наружу, а робот-манипулятор установит его на одно из внешних рабочих мест. Кстати, 11-метровый манипулятор ERA европейской сборки прилетит на станцию вместе с нашим модулем. Он интересен тем, что не станет постоянно находиться на одном месте, а сможет, наподобие землемерки, «шагать» по поверхности станции, цепляясь в приспособленных точках то одним, то другим своим концом.

Модуль "Columbus" ЕКА

Но вернемся внутрь модуля. Кроме рабочих мест, здесь еще имеются высоко- и низкотемпературный приборы-термостаты для поддержания постоянной температуры. Такие термостаты нужны для биотехнологических опытов. Есть перчаточный бокс – большой герметичный ящик из прозрачной пластмассы с закреплёнными спереди длинными перчатками для рук, с помощью которых внутри этого бокса космонавты могут безопасно работать со стерильными, опасными и сыпучими веществами.

Модуль "Kibo" Япония

Одним из самых полезных новшеств специалисты выделяют конечно, виброзащитную платформу. Теперь никакие колебания корпуса не помешают ученым вести свои эксперименты.

А еще в «Науке» решено сделать… мастерскую. Во внутренней стене МЛМ появится специальная ниша. Там будут размещены обычные инструменты и откидывающийся верстак. Ведь МКС – это огромный и сложный дом, и как любой другой, он, помимо знаний, требует еще и умелых рук.

Модуль "Наука" Россия

Несмотря на то, что в космическом модуле можно спать и на потолке, члены экипажа не любят отказываться от земных привычек. Понятие пола и потолка помогает им быстрее ориентироваться внутри станции. Но как же определить — где низ, а где верх? Эту задачу решили за счет разноцветного окрашивания. Белым цветом в модуле окрашен условный «потолок», где расположены светильники, спокойными светло-бежевым оттенком – «стены», а «пол» сделали чуть темнее, – серо-зеленым. Кстати, разные модули на станции различаются друг от друга по цветовой гамме. К примеру, в служебном модуле «потолок» везде белый, в рабочей части – «пол» зелёный, «стены» светло-серые, а в жилой половине – «пол» цвета какао, а «стены» кремовые.

Нельзя не упомянуть о дополнительных бытовых удобствах, которые появятся у космонавтов с приходом МЛМ. Во-первых, на российском сегменте сейчас лишь две индивидуальные каюты, а вместе с «Наукой» будет три. А еще появитсяновый, модернизированный санузел. Это важное устройство, довольно простое в земной жизни, в условиях невесомости становится техническим шедевром. Недаром американцы предпочли не тратить миллионы долларов на разработку своего, а купили наш, российский. Модернизация санузла на МЛМ по сравнению с аналогичным устройством на служебном модуле состоит в том, что он теперь оснащен новой отечественной разработкой – системой регенерации воды из урины. Это позволит не накапливать, пардон, мочу на борту для последующей утилизации, а перерабатывать её в техническую воду, из которой потом можно вырабатывать кислород, и в результате доставлять на станцию с Земли меньшее количество воды. После того, как в составе станции появится МЛМ с новым санузлом, существующий санузел в модуле «Звезда», отработавший на орбите более 10 лет, будет законсервирован.

Модуль «Наука» – уникальное изделие, над которым при головной роли корпорации «Энергия» работали многие российские предприятия (Центр им. М.В. Хруничева, Институт космических исследований, НПП «Звезда», Институт медико-биологических проблем. ОАО «Сатурн» и др.). По мнению специалистов, оно поможет сделать существенный шаг вперед в космических исследованиях. И кто знает, может еще какой-нибудь год-два, и мы получим супер прочные космические материалы или уникальные лекарства, спасающие от болезней века.