Новые санкции против России и перспектива экономического чуда

Повторим ли мы опыт Китая?

Новые ограничения, которыми Евросоюз и США грозят России, на самом деле могут не сбросить нас в пропасть, а, наоборот, поднять нашу экономику на вершину роста. В этом уверен Дмитрий Медведев. Примером может послужить исторический опыт Китая — трагические события на площади Тяньаньмэнь в 1989 году не стали преградой для великого чуда, поднявшего Поднебесную на недосягаемый уровень.

Повторим ли мы опыт Китая?

Что нового может предъявить Запад в отношении России? Запретят выдавать кредиты «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти». Перестанут давать в долг более чем на месяц государственным российским банкам (сейчас ограничение в 90 дней действует в отношении ВЭБа, Газпромбанка, Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка).

Кроме того, могут запретить поставки «товаров двойного назначения» предприятиям оборонного комплекса. В частности, для «Калашникова». Им не продадут даже станки. В санкционных списках также около 20 фамилий, например министр обороны Сергей Шойгу. Ему, так же как и другим, запретят въезд в ЕС и США.

Насколько это опасно непосредственно для экономики России? Опасность существует серьезная. Та же «Роснефть» просит у правительства 1,5 трлн рублей, чтобы не пострадать от санкций. Просят деньги и госбанки — им нечем будет перекредитовываться.

Вместе с этим нам есть, чем подстраховаться. Так, Дмитрий Медведев в одном из своих последних выступлений сравнил нынешнее положение России с ситуацией в Китае в 1989 году. В ответ на расстрел студентов, протестующих против политики Дэн Сяопина, Запад ввел жесточайшие санкции: от экономических до политических. В Китай было запрещено поставлять оружие (вето сохранилось до сих пор). Более того, резкие ограничения ударили по импорту в Поднебесную технологических и наукоемких новинок. Именно это, по словам Дмитрия Медведева, стало стимулом «китайского экономического чуда». За 25 лет китайский ВВП вырос на 500%.

Российский премьер не стал объяснять причины поднебесного экономического чуда, кроме того, что он сослался на «мобилизацию внутренних ресурсов». Впрочем, любое чудо можно легко объяснить научными методами. Во-первых, в странах Юго-Восточной Азии существовала обширная и очень богатая китайская община (хуацяо), обладающая на тот момент триллионами долларов, которые были направлены на развитие экономики Китая. Во-вторых, в то время в Китае были сотни миллионов граждан, за работу которых достаточно было заплатить буквально чашку риса. (В России таких работников не осталось.)

И наконец, поставки вооружений в Китай продолжил СССР, а затем уже Россия.

Вот основа китайского экономического чуда и провала западных санкций.

Тем не менее Медведев не так уж и не прав, ссылаясь на последствия Тяньаньмэня. Сейчас роль бывшего СССР для России может сыграть нынешний Китай. Как известно, в мае этого года было заключено соглашение о поставке в Китай газа на $400 млрд.

Продолжается и военно-техническое сотрудничество. Более того, китайские госкомпании допускаются до участия в российском нефтяном бизнесе. Так что дальнейшее экономическое развитие России может быть продолжено и без Запада.

Но Восток — это не только Китай, а также Сингапур, Гонконг.

Дмитрий Медведев также пригрозил запретом перелетов западных компаний над территорией России в случае объявления новых санкций. Этот шаг может буквально разорить ведущие авиаперевозчики: Lufthansa, Airfrance, British Airways. Для них экономия только на использовании авиакеросина составляет 35 тыс. евро за один перелет. Кроме того, могут быть запрещены поставки американскому «Боингу» комплектующих из титана, что приведет к серьезному кризису в американской авиастроительной отрасли, несмотря на существующие запасы этих изделий. В целом же потеря российских поставок приведет к убытку в $60 млрд.

Санкции всегда обоюдоострые. Иначе глобальная экономика войдет в новую фазу кризиса.

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Виталия ДЕРБЕДЕНЕВ, член Комитета по промышленной политике, генеральный директор ООО «Финансовый и организационный консалтинг»:

У меня нет сомнений, что предприятия, вошедшие в список, достаточно быстро найдут финансирование внутри России. Однако, расширение санкционной программы грозит неуклонным вымыванием из финансовой системы РФ денежных средств, что постепенно будет приводить к росту стоимости заимствований и дефициту финансовых ресурсов. Ситуация осложняется тем, что западные финансовые институты начинают с большей осторожностью относиться в целом к российским компаниям, включая не вошедших в список. Это приводит к ужесточению условий финансирования и затрудняет реализацию инвестиционных проектов.

Моисей ФУРЩИК, глава Экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, регулированию естественных монополий и тарифам, управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг»

Конечно, быстрого влияния на финансовое положение этих предприятий санкции не окажут. Скорее всего, будет лишь часть долгосрочных инвестиционных проектов. Но тут важен сам тренд. Если Евросоюз все-таки введет новые санкции, то он подтвердит свою решимость усиливать давление на Россию. А инвесторы уже сделают из этого дальнейшие выводы. Если они не успели их сделать раньше…

Артем ДЕЕВ, аналитик финансовой компании Aforex:

Мы очень надеемся, что до введения санкций по ограничению воздушного пространства дело не дойдет, потому что это будет совершенно недружественный по отношению к России шаг, который заставит нас пойти на ответные меры и лишит диалог конструктива, который наметился из-за соглашению по Украине. Потери обеих сторон составят на менее 20-25 млрд долларов, не говоря уже о побочных эффектах для бизнеса. Товарооборот между ЕС и Россией может упасть на 35-40 млрд долларов, и это приведет к еще большей переориентации денежных и человеческих потоков в сторону Азии, что европейскому бизнесу невыгодно. Россия здесь находится в более выгодном положении из-за своей большой протяженности, так что ЕС невыгодно доводить ситуацию до такой степени, особенно учитывая то, что во многих периферийных странах турбизнес на 20-25% зависит от российских туристов

Олег ШАХОВ, глава г. Химки, доцент кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» РЭУ им. Г.В. Плеханова, бывший директор департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса РФ

Российские власти сейчас предпринимают усилия для того, чтобы вывести отношения с западными партнерами в цивилизованное русло, и не рушить экономические связи из-за украинского вопроса. Россия занимает большое пространство, и ограничение полетов западных авиакомпаний может привести к прямым убыткам ведущих перевозчиков и европейского бизнеса, на сотни миллионов долларов, из-за выбора других маршрутов. Кроме того, инвесторы начнут распродавать акции авиакомпаний на бирже, им будет сложнее получить финансирование. В результате от санкций, инициированных западом больше всего пострадают европейские перевозчики. Взаимные ограничения полетов приведут к убыткам для бизнеса и туроператоров. Так же ограничения затронут авиапассажиров. Билеты попросту станут дороже, а желающих летать будет меньше. Если ограничения полетов будут взаимными, конечно это коснется и российских авиаперевозчиков.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26619 от 9 сентября 2014

Заголовок в газете: Было ли китайское чудо результатом санкций

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру