В России наметился дефицит мясо-молочной продукции

Вся надежда на племенных буренок

13 июля 2015 в 19:06, просмотров: 9188

Россия может себя обеспечить зерном, картофелем, сахаром и растительным маслом. Все остальные продукты питания наша страна либо не производит, либо выпускает мало. Сложнее всего дела обстоят с мясом и молоком. Изменить ситуацию должно развитие племенного молочного скотоводства. К такому выводу пришли эксперты в ходе слушаний в Общественной палате.

В России наметился дефицит мясо-молочной продукции
фото: Геннадий Черкасов

Россия может себя обеспечить зерном, картофелем, сахаром и растительным маслом. Все остальные продукты питания наша страна либо не производит, либо выпускает мало. Сложнее всего дела обстоят с мясом и молоком. Изменить ситуацию должно развитие племенного молочного скотоводства. К такому выводу пришли эксперты в ходе слушаний в Общественной палате.

Российское правительство держит курс на импортозамещение. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, чтобы обеспечить себя овощами и фруктами, необходимо от трех до пяти лет. «Мы ставим задачу в этом году получить не менее 100 млн тонн зерна, порядка 9 млн тонн подсолнечника, 37 млн тонн сахарной свеклы, сои — 2,5 млн тонн, картофеля — 31 млн тонн, овощей — более 15 млн тонн», — прогнозирует Ткачев.

Однако, как признается министр, что касается молока и молочной продукции, то здесь работы непочатый край. Это наиболее запущенный сегмент. И на исправление ситуации потребуется как минимум 7–10 лет.

И начать необходимо прежде всего с развития племенного молочного скотоводства. «Россия игнорирует международный опыт. Тем временем страны Восточной Европы за 15 лет достигли высоких показателей по племенному делу и производству молока, вышли в лидеры в ЕС», — заявил региональный представитель Торгово-промышленной палаты РФ в Восточной Европе Владимир Микоян в ходе слушаний в Общественной палате.

Так, например, в Чешской Республике в 2014 году средний надой составил 9550 кг молока на одну корову. В 1990-е годы этот показатель был около 4 тыс. кг. Не отстают от Чехии и другие страны. В Венгрии одна корова в год дает 6920 кг молока, в Германии — 6900 кг, в Нидерландах — 7926 кг, в Канаде — 8458 кг, в Дании — 8700 кг и в США — 9353 кг.

Для сравнения, в России молочная продуктивность в прошлом году достигла лишь 5391 кг на корову.

Поэтому, как поясняет Владимир Микоян, «России нужны независимые, некоммерческие ассоциации по породам, которые должны входить в международные структуры». Таким образом можно сохранить генофонд основных исчезающих пород крупного рогатого скота, полезного для селекционных целей.

Впрочем, одними «молочными объединениями» не обойтись. Как отмечает Александр Ткачев, тема молочного животноводства в настоящее время сложная и трудно разрешимая. И переломить негативный тренд возможно только при условии серьезных вложений и дотаций со стороны государства. Так, согласно антикризисным мерам, на развитие молочного скотоводства предусмотрено 11,80 млрд рублей, на поддержку племенного дела, селекции и семеноводства — 7,59 млрд рублей. Кроме того, в 2015 году на реализацию программы по поддержке начинающих фермеров выделено 3,20 млрд рублей. Воспользоваться ею смогут более 2,5 тыс. хозяйств. В результате в правительстве рассчитывают увеличить производство молока до 30 тыс. тонн в год, мяса скота и птицы на убой в живом весе — до 6,5 тыс. тонн в год.

Впрочем, независимые эксперты не столь оптимистичны. По их словам, нарушить планы властей может бюрократизм. Не случайно ранее премьер-министр Дмитрий Медведев пригрозил наказать нерадивых губернаторов. По его словам, Москва деньги выделяет, но до АПК в регионах они не доходят.

Впрочем, не стоит расслабляться и самим фермерам. «Государство уже достаточно делает для поддержки фермеров, хотя бы за счет льготных кредитов и субсидирования процентной ставки. Здесь нужно больше усилий со стороны самих фермеров. Импортозамещение дает большие возможности для племенного скотоводства. В течение 2–3 лет инвестиции в его развитие вырастут в 2–3 раза, а те хозяйства, которые этим воспользуются, получат конкурентное преимущество», — комментирует «МК» руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев.



Партнеры