Правительство запретит грызть «сухую водку»

И прикроет алкогольные интернет-магазины

1 декабря 2015 в 19:58, просмотров: 4982

Борьба с потреблением алкоголя в России усиливается. Это не странно. Только в ноябре от отравления «паленым» спиртом в нашей стране умерло несколько тысяч человек. И дело не в том, что в магазинах продают поддельную водку. Продавцам выгоднее торговать тем, чем до смерти отравиться невозможно. Любой любитель горячительного даже в ночное время сможет купить себе бутылку. Есть и другие способы, за счет которых побаловать себя одной-другой рюмочкой может в любое время даже школьник. Во-первых, бутылку самого разного калибра можно заказать по Интернету — в сетевых магазинах паспорт не проверяют. Во-вторых, там же можно купить так называемый сухой спирт — специальную порошковую смесь, при добавлении которой в воду можно получить алкоголь любого градуса.

Правительство запретит грызть «сухую водку»
фото: Геннадий Черкасов

Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий («дорожную карту») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. В чем заключается его суть?

На произведенный в России этиловый спирт, алкогольную и другую спиртосодержащую продукцию будут увеличены акцизы. Установят ответственность за незаконную продажу алкоголя и спиртосодержащих лекарств через Интернет. Запретят продажу «сухого алкоголя» — порошковой субстанции, которую достаточно всего лишь добавить в воду, чтобы получить напиток «с градусами». Причем объем спиртовой доли можно варьировать по своему вкусу. Купить по Интернету такие добавки легко, в том числе заранее выбрав себе излюбленные коктейли — хоть с апельсиновым, хоть с клубничным, хоть с ореховым ароматом.

Что же хотят сделать путем внедрения такой «дорожной карты»? Главным образом, чтобы люди покупали не «паленый» алкоголь, а настоящий, с приклеенной к бутылке акцизной маркой. В прошлом году рост потребления таких напитков в нашей стране вырос на 14%. И даже снижение стоимости самой дешевой бутылки водки с 220 до 185 рублей положение не спасло. За последние четыре года потребление суррогатного спирта в России выросло вдвое.

Эксперты говорят: «За что боролись — на то и напоролись». Они связывают это с развернувшейся в стране антиалкогольной кампанией: ограничением продажи спиртного и увеличением акцизов. По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, увеличив акцизы на литр этилового спирта в 2014 году с 254 до 500 рублей за литр, правительство наступило на собственные грабли. «В 2014 году увеличило акцизы. Но установило самый низкий порог на продажу «пол-литры» в 185 рублей. Это привело к тому, что на нашем рынке до 20% продается нелегального алкоголя (то есть налепленные на нем акцизы — липовые, краденые и не подтверждают качество. — «МК»). Еще 20% — это алкоголь, изготовленный из нелегального спирта», — отмечает эксперт.

Вообще, рынок спиртного в нашей стране делится на три сегмента — легальный, нелегальный и суррогатный. Легальная продукция теряет доли. Повышение акцизов приводит к росту цен, в том числе и на контрафактную продукцию.

Кто-то начинает варить собственное «зелье», кто-то бодяжит метил и сбывает суррогат. Это и понятно. Алкоголя в стране катастрофически не хватает. Уровень удовлетворенности потребителей алкогольной продукцией в 2014 году составил 70%. В 2015 году он должен подняться до 75%, в 2016 году — до 78%, в 2017 году — до 80%, в 2018 году — до 82%.

План правительства предусматривает рост суммы акцизов на алкогольную продукцию за счет увеличения объемов легального производства. Сумма акцизов в 2014 году составила 303 млрд рублей. В 2015 году ее хотят увеличить до 317 млрд, к 2016-му — до 338 млрд, к 2017-му —до 357 млрд.

Акцизы, очевидно, повысят. А вот потребление должно снизиться: в 2014 году оно составляло 12 литров на душу, в 2015-м — должно составить 11,6, в 2016 году — до 11,3 литра, в 2017 году — 11 литров, в 2018-м — 10,6 литра.

То есть потребление должно снизиться, а сборы — увеличиться. Значит, точно увеличат акцизы и налоги. «Сейчас стоимость самой дешевой бутылки водки составляет 180–185 рублей. «Налоговые сборы с нее доходят до 100 рублей. Еще существует и НДС, и другие сборы», — отмечает Дмитрий Добров. Продавать спиртное по такой цене при существующей налоговой политике и технологическим инструкциям производителю невыгодно. Нужно либо увеличивать цену, либо производить суррогат, хуже по качеству и дешевле по себестоимости. Травить людей метиловым техническим спиртом не выгодно — деньги те же, а проблем с реализацией гораздо больше.

Рост сборов за алкогольный оборот хотят довести за счет нескольких мер: например, увеличения акцизов на этиловый спирт. Как они возрастут, не совсем понятно — продажи алкоголя должны снизиться, а сборы с этого увеличиться.

Есть и другие меры — запрет на продажу алкоголя через Интернет и на продажу «сухого спирта», посредством которого можно изготовить любой спиртосодержащий напиток. На их незаконную продажу хотят до внесудебного решения заблокировать сайты, отменить сделки и заморозить счета, на которые переводились средства.

Это решение может остаться только на бумаге. Спиртосодержащие порошки можно заказать специальной доставкой во многих странах мира (как и рассаду для марихуаны или иного вида наркотиков). Рост акцизов на литр метилового спирта положения не исправит. Борьба с контрафактом от этого не выиграет. Блокировка сайтов, где продают нелегализованный спирт, — война с ведьмами. «От момента, с которого мы подаем в прокуратуру установку, что на определенном сайте торгуют «паленым» алкоголем, до момента прекращения действия такого сайта проходит 6–8 месяцев. Они продолжают работать и зарабатывать», — отмечает Дмитрий Добров. Запретить торговлю алкоголем по Интернету подросткам также кажется вряд ли возможным — заказать и купить бутылку по такой схеме может даже школьник, а далеко не каждый курьер будет разбираться, с кем он расплачивается.

«Ситуацию может наладить как адекватное положение на акцизном и в целом налоговом рынке, так и контролируемая государством интернет-площадка по продаже алкоголя. Где будут присутствовать только зарекомендовавшие себя и заработавшие себе имя игроки», — отмечает Дмитрий Добров.




Партнеры