«Трудные времена»: правозащитница Алексеева призвала гражданских активистов готовиться к арестам

«Большого террора сталинского времени у нас не будет, но тем, кто попадает под этот каток, от этого не легче»

Вопреки известному постулату, согласно которому запоминается последняя фраза, впечатление от очередного Общероссийского гражданского форума определили слова, сказанные в приветственной части мероприятия. А именно — выступление правозащитницы Людмилы Алексеевой. Председатель Московской Хельсинкской группы призвала гражданских активистов учиться навыкам диссидентов-подпольщиков советской эпохи.

«Большого террора сталинского времени у нас не будет, но тем, кто попадает под этот каток, от этого не легче»

Напомним, что ОГФ, прошедший в минувшую субботу в московском Центре международной торговли, состоялся уже в четвертый раз. Ключевая роль в его организации принадлежит Комитету гражданских инициатив, возглавляемому бывшим министром финансов, главой Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным, поэтому форум в просторечии нередко называют «кудринским». На официальном сайте мероприятия оно названо «крупнейшей ежегодной встречей представителей гражданского общества России с целью обсуждения наиболее актуальных проблем и совместной выработки предложений по их решению». И что касается масштабов мероприятия, с этим, пожалуй, можно согласиться. Равных ему в соответствующей общественной нише, пожалуй, действительно нет: ОГФ-2016 собрал в общей сложности почти 1800 участников. 

Вопрос о том, в какой мере размаху мероприятия соответствуют результаты — да и есть ли, собственно, они вообще, — является дискуссионным. Впрочем, на сей раз даже завзятые скептики смогли почувствовать в этом нестройном хоре голосов новые нотки. В первую очередь — в речи Людмилы Алексеевой, одной из основательниц ОГФ, члена оргкомитета. Ветеран диссидентского движения обратилась к участникам форума посредством Skype, поскольку не смогла присутствовать лично. Во-первых, из-за неважного здоровья, а во-вторых, из-за сломанного в ее доме лифта. «Между прочим, могли бы и на руках принести Людмилу Михайловну», — посетовал открывший форум председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, советник главы государства Михаил Федотов.

Его собственная речь, кстати, никаких сенсаций не предвещала. Проблемы, мол, с правами человека есть, но «мы намерены все эти проблемы постепенно, шаг за шагом, решать». Запомнился также пассаж о том, что каждый «рядовой гражданского общества» должен знать «свой маневр»: «У одного маневр связан с охраной природы, у другого — с защитой прав детей, у третьего — с защитой прав инвалидов. И так далее, и так далее». Почему-то в памяти сразу всплыла известная присказка про сверчка и отведенную ему диспозицию. Возможно, потому, что выступившая следом Людмила Алексеева явно покинула отведенный ей шесток. 

Людмила Михайловна честно предупредила, что ее выступление не будет приветствием: «Это по делу». И праздничным ее выступление действительно не назовешь. «Мы вступаем в трудные времена, — начала правозащитница. — Уже вступили. Идет наступление на наши конституционные права. Большого террора сталинского времени у нас не будет, но тем, кто попадает под этот каток, от этого не легче. И это не только несколько губернаторов и один министр. Пока один. Простых граждан — например, блогеров — попало под каток гораздо больше... В Москве уже перестали разрешать собираться на улице — по любому поводу... Мы не знаем, не является ли нынешний форум последним разрешенным таким собранием». 

Предвидя дальнейшее ухудшение обстановки, Алексеева предложила создать «школу обучения гражданских активистов навыкам диссидентов, выработанных в советское время». Темы уроков: как вести себя при вызовах на допрос и на самих допросах, как выбрать адвоката, как вести себя во время обыска, при аресте, на суде и в заключении. «Дай Бог, чтобы это никому из нас не понадобилось, — пояснила Алексеева. — Но об этом надо знать заранее, а не учиться на собственных и чужих ошибках...» Финал спича был, правда, чуть более оптимистичным: «Не знаю, когда, но верю, твердо верю, победа-то будет за нами». Вряд ли эта неблизкая перспектива показалась слушателям такой уж утешительной. 

Трудно сказать, в какой мере алексеевский алармизм совпадал с думами аудитории. Чужая душа, как известно, потемки. Если верить словам секретаря оргкомитета ОГФ, члена КГИ Евгения Гонтмахера, маргинальными мысли Алексеевой никак не назовешь: «Мне кажется, она выразила настроение, может быть, всех, кто собрался в этом зале». Однако сказать, что тревожное выступление правозащитницы задало тон форуму, было бы большим преувеличением. Особенно показательна в этом смысле речь «хозяина» ОГФ Алексея Кудрина. Алексей Леонидович как ни в чем не бывало рассуждал об ожидающем нас обществе будущего, «которое будет создавать новые идеи, смыслы, технологии». Всю черновую работу в нем, если кому-то интересно, возьмут на себя роботы, но найдется, успокоил Кудрин, место и человекам: «Они, на мой взгляд, смогут заниматься творческой деятельностью и создавать еще более эффективные, еще более производительные машины».

Под стать этой маниловщине были и выступления многих других участников ОГФ-2016. От иных смелых концепций и проектов прямо-таки захватывало дух. Может быть, страхи Алексеевой и впрямь преувеличены? Или же ситуация сродни последним часам «Титаника»: впередсмотрящий уже прокричал о том, что впереди айсберг, но большинство экипажа и пассажиров пока не чувствуют опасности? Возможно, ответ на этот вопрос даст следующий Общероссийский гражданский форум. Ну, если, конечно, он состоится. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27259 от 21 ноября 2016

Заголовок в газете: И в заключение...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру