Государство ввело монополию на дороги

Деньги водителей закатают в российский асфальт — самый дорогой в мире

Все чаще умом Россию не понять не только иностранцам, но и ее гражданам. В то время как по всему миру ради борьбы с кризисом безжалостно банкротят неповоротливых монстров, стимулируя конкуренцию, Россия идет своим путем: плодит госмонополии.  

Роды монополий проходят под знаменем “отеческой заботы” о населении. Очередной шедевр из этого ряда — госкомпания “Автодор”. Как заявлено, ее главная задача — создать новые рыночные отношения на бескрайних просторах Родины. В переводе на простой русский язык для рядовых водителей это означает одно: дорожные поборы на бывших бесплатных трассах.

Президент Медведев подписал закон о создании госкомпании “Российские автодороги” (“Автодор”). Ей в управление будут переданы 18,3 тыс. км автотрасс федерального значения. “Автодор” будет выступать госзаказчиком проектирования, строительства, реконструкции и содержания федеральных автодорог на бюджетные ассигнования и внебюджетные источники финансирования.

 Новая дорожная монополия также будет привлекать частных инвесторов, отдавая им в управление новые федеральные трассы, которые будут платными. Кроме этого госкомпания сможет распоряжаться земельными участками в полосах отвода принадлежащих ей дорог с правом извлечения дохода. Эти территории будут сдаваться частным инвесторам в аренду для строительства объектов придорожной инфраструктуры: АЗС, ресторанов, магазинов и мотелей.  

Эксперты скептически отнеслись к появлению “дорожной” монополии. По их мнению, госкомпания вряд ли будет активно строить автодороги (в прошлом году построено всего 2300 км, в Китае столько строят за 10 дней), зато активно займется коммерцией на дороге. Первыми платными “отрезками” могут стать участки основных федеральных трасс: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов, Москва — Челябинск.  

Создается ощущение, что наши власти на деле не хотят поощрять конкуренцию и введение новейших технологий, а создают очередной закрытый клуб для приближенных. Не секрет, что коррумпированность “дорожных” чиновников уже давно вышла за рамки приличия. Себестоимость работ ежегодно растет на 25—40%. Государство спокойно переплачивает строителям десятки миллиардов долларов. Правда, затем часть денег в виде откатов возвращается “крышующим” чиновникам. Неудивительно, что этот рынок полностью закрыт для иностранных компаний. А зря.

Для сравнения: сейчас 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в среднем по России — в $12,9 млн. Но это не предел. Как подсчитал один известный специалист, стоимость 1 км трассы на участке автодороги Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км составила $134 млн.! 1 км дороги Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга обошелся в $142 млн.! 1 км трассы на Четвертом кольце Москвы — около $400 млн.!  

Примечательно, что в ст. 4 закона, в которой перечисляются цели госкомпании, ни слова о развитии дорожно-строительных технологий. Попытаемся найти объяснение досадному пробелу. Не исключено, что про модные инновации забыли не случайно, ведь ноу-хау мешают воровать.

Посудите сами: дорога на бетонной “подушке” не нуждается в ремонте минимум 30 лет, а на ремонт существующих дорог в РФ тратится в 5—6 раз больше средств, чем на прокладку новых. Поэтому вполне логично, что в Германии 65% автотрасс строится на бетонной “подушке”, в Китае — 38%, а в России — 0%. Нашим дорожным начальникам выгоднее дороги строить на песке или щебенке, класть асфальт в дождь или зимой в мороз, лишь бы “освоить” выделенные на текущий ремонт деньги и сделать через время заявку на следующий капремонт. Неудивительно, что, по разным данным, от 30% до 90% российских дорог не отвечает транспортным нормам ЕС. К тому же из-за безобразных дорог в РФ ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Впрочем, за безопасностью на дорогах следит ГИБДД. “Автодору”, разумеется, государство поставило более высокие и светлые цели... 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру